"Тринадцатая сказка" Диана Сеттерфилд

Я долго не решалась подойти к произведению британской писательницы Сеттерфилд; к её первому тексту, что разошелся миллионными тиражами на этапе начальных продаж, став бестселлером 2006 года и сделав обладательницу авторских прав – не последним человеком в мире современной английской прозы. Мне казалось, что шумиха около этой книги – ей мешает, а потому есть риск углубиться в свои фантазии и ожидания, огорчившись затем не найдя искомое. Сердце мое выжидало, а пальцы легким нажатием клавиатурных кнопок разыскали нужную электронную библиотеку. С нужной книгой. Нужного формата. Мной ещё отрицалось любое влечение к британской «Сказке», но процесс, как вы догадались, начался.

Я намеренно не смотрела экранизацию и изредка лишь наблюдала не вдающиеся в подробности отзывы формата «стоит прочесть», «каждая фраза - цитата» «частично интересный сюжет», «скучное повествование», «простой слог», «депрессивные персонажи», «волшебство с каждой минуты». Нам этом мои познания заканчивались, а значит - для меня история начиналась с нетронутого листа.

Главная героиня –молодая женщина по имени Маргарет Ли, отрезанная от всего мира книжной пылью на стеллажах, что принадлежат её отцу, удачливому бизнесмену-коллекционеру в мире ценных фолиантов. Здесь, в магазине печатных изданий, она не чувствует своего подкрадывающегося мелкими шажками к сердцу одиночества. На страницах каждой книги она находит своего собеседника, готового поведать свои самые сокровенные мысли просто потому, что она – преданный читатель - рядом. Наверное, ей льстило подобное безоговорочное доверие персонажей, ведь сама её сущность была далека от человека, который кому-нибудь рассказывает свою истинную историю. А ведь у каждого есть своя история, не правда ли?

Кадр из фильм. Маргарет Ли
Кадр из фильм. Маргарет Ли

Пребывая в своем уютном забытье, предаваясь им, упиваясь его мягким комфортом, Маргарет получает странное послание, которое выводит её из томной дремоты. Самый известный автор современности Вида Винтер хочет изложить миру автобиографию и желает, чтобы её биографом была никому не известная Маргарет Ли, написавшая лишь небольшие очерки, в том числе и «Братскую музу» о братьях Ландье. Вида Винтер, о которой не знал и которой не восторгался лишь ленивый, не пребывала в списке любимых авторов Маргарет, ею не была прочитана до этого случая… ни единая книга мисс Винтер. Маргарет в свою очередь, как вы поняли, не могла называться профессиональным биографом. Но тем не менее отголоски, звучавшие в ней после прочтения письма, не дали ей о нем забыть и она поехала узнавать правду от той, чьи интервью каждый раз напоминали ещё одну сказку, которая менялась и преображалась на глазах.

Кадр из фильма. Вида Винтер
Кадр из фильма. Вида Винтер

Привыкнув через несколько страниц к неспешному описанию событий, где нет ни украшающих любовных связей, ни громких, притягивающих взор, восклицаний, вы погружаетесь в повествование, что связывает прошлое и настоящее не только мисс Винтер, но и саму Маргарет. Мистическая нотка привносит особый колорит и мрачную депрессивность ноябрьского вечера, однако порой она казалась мне лишней. Временами было бы приятней без неё. «Тринадцатая сказка» - это сказка внутри и вовне; это атмосферное произведение, которое вы посчитаете либо совсем безынтересным, либо практически в каждом абзаце найдете что-то свое.

Пожалуй, взгляну-ка на экранизацию.
8/10