Познавая свое тело, человек лечит душу

10.12.2017

На сцене особенности человека становятся его достоинствами, так говорят про тех людей с особенностями психического развития, которые на сцене воплощают себя и реабилитируются. 

В Москве продолжаются мероприятия в рамках Месяца в поддержку людей с особенностями психического развития. Это инициатива фонда «Качество жизни», которая направлена на снижение социальной изоляции таких людей, признание их прав и возможностей. Среди ярких проектов Месяца – мастер-классы по арт-терапии для специалистов, которые работают с людьми с особенностями психического здоровья и развития. В начале недели режиссер Андрей Афонин и хореограф Татьяна Коновалова провели очередное занятие, посвященное терапиитеатром, и доказали: познавая свое тело, человек познает и лечит свою душу.

Арт-терапия становится все более популярным элементом комплексных реабилитационных программ. В процессе творчества человек бессознательно воплощает тревожащие его проблемы, фиксирует вытесненные из подсознания моменты, которые могут становиться причиной психических расстройств, получает возможность лучше разобраться в своем состоянии, выразить свои эмоции. Но очень важна квалификация ведущего арт-класса, и соответственно, его профессиональная подготовка и доступ к лучшим практикам.

Режиссер интегрированного театра «Круг II» Андрей Афонин и хореограф Татьяна Коновалова провели занятие, на котором показали, как сформировать ответственное поведение через осознание своего тела и развить телесное и пространственное мышление с помощью танца. Здесь играют люди с различными особенностями развития. Перед тем, как выйти на сцену, они проходят многочисленные тренинги, где учатся чувствовать себя, пространство и другого человека.

«На самом деле, мы занимаемся не совсем арт-терапией, - рассказывает Андрей. – Мы занимаемся творчеством, создаем произведения искусства. Арт-терапия в классическом понимании не делает этого. Но в работе мы используем часть терапевтических приемов: мы так же, как и терапевты, помогаем человеку раскрыться. Но цель наших занятий в театре – это создание спектакля. И эта цель дает возможность мотивировать человека к саморазвитию, так как он знает, к чему стремится. Для нас важно выражение человека с особенностями. Важно, чтобы особенности человека на сцене становились его достоинствами».

Все участники выполняли упражнения, которые делают актеры театра, все были заинтересованы. В инклюзивном театре этот процесс может занимать месяцы, в зависимости от заболевания актера. На мастер-классе преподаватели постарались уместить эти упражнения в 3 часа, но времени все равно оказалось недостаточно.

Если бы во время занятия в зал зашел незнающий человек, он бы решил, что люди просто делают зарядку. На самом деле, каждое упражнение в этой программе имеет особенный смысл. Идя от простого к сложному, участники тренировались чувствовать сначала свое тело, затем окружающее пространство, и только потом – других людей. Только к середине занятия группа дошла до работы в парах: например, двое должны были соприкоснуться ладонями и давить друг на друга.

«Так, через отдачу веса, человек учится контактировать с другими людьми, – говорит Татьяна. – И уже вне занятий обычные контакты с окружающими даются ему значительно легче. Все принципы коммуникации сначала отрабатываются телом, а затем постепенно переходят в сознание».

Продолжение здесь на МЕД-инфо