Тёмная диктатура хип-хопа

Гремит новость:
Кендрик Ламар во время своего выступления на фестивале Hangouts 21 мая пригласил на сцену белую фанатку по имени Делани исполнить вместе с ним его хит «M.A.A.D. City». Всё начиналось хорошо, но после того как девушка несколько раз повторила слово nigga (оно есть в тексте песни), рэпер прервал шоу.

Перед нами бесхитростно срежиссированный спектакль.

Ламар прекрасно знал кого он зовёт на сцену петь песню с ударным словом "ниrrер" и, видимо нарочно, хотел устроить перфоманс с политкорректным затыканием пухлой белой, хило мычащей свои хлипкие отмазки, беззащитной девочки - как символа слабости и обрюзглости всего американского white society - под вой толпы из черных и wannabe-черных обитателей реальных и виртуальных гетто.

Надо понимать: Кендрик Ламар считается не просто рэп-исполнителем, но неким современным художником, остросоциальным акционистом и смелым новатором. Достаточно почитать многочисленные статьи критиков о нём чтобы самостоятельно убедиться в том, как его позиционируют:

КЕНДРИК ЛАМАР ПОУЧИЛ ПУЛИТЦЕРОВСКУЮ ПРЕМИЮ в области музыки. Его прошлогодний альбом «DAMN.» был отмечен как «виртуозная коллекция песен, объединённых аутентичностью диалектов и ритмичным динамизмом, представляющих собой волнующие зарисовки о трудностях жизни современных афроамериканцев». Решение жюри премии, которую традиционно вручают академическим композиторам, можно назвать как минимум неординарным, а как максимум — революционным. За всю историю музыкального Пулитцера его всего три раза вручали джазменам, а представителям популярной музыки так и вовсе никогда — до этого года.

Кроме того, сеть полна материалами наподобие вот этого, где перечислены признаки "крутизны" и "уникальности" Ламара. Я не самый большой специалист в области хип-хопа, но мне кажется странным, что белый рэпер Yelawolf, в чьих текстах полно искусной литературной полифонии, внежанрового звучания и социальной остроты (со всем этим фетишем вокруг Slumerican Shitizens - "трущобоамериканских говнограждан"), остаётся практически незамеченным с самого старта продаж, а его чернокожий коллега собирает множество наград примерно за то же самое.

Мессианство среди чернокожих рэперов уже давно закрепилось в качестве стойкого тренда. Новый клип Childish Gambino целиком посвящен проблемам американского общества. Снят со вкусом, есть много интересных деталей, а основной посыл текста "мы живём как на войне" вполне актуален, если посмотреть на внутриполитическую повестку соединенных штатов.

Рэп-звезды в 21 веке уже не только переплюнули феномен рок-звёзд, но и вплотную подобрались к тому чтобы стать современной заменой евангелистам. Когда Джон Леннон (справедливо) высказался о том, что The Beatles популярнее чем Иисус Христос, он был мгновенно заклёван медиа и общественностью. Ныне же, его, с позволения сказать, коллега по сцене Канье Уэст спокойно выпускает трек "I am God", в котором повествует о том, что они оба (Jesus и "Yeezus" т.е. Канье) равны по статусу. Это никого не возмущает. Более того, песня становится заглавным саундтреком в рекламе популярного фильма о противостоянии плохих христиан-тамплиеров и хороших квазимусульман-ассасинов.

Уэст - икона для миллениалов и ролевая модель настоящего мужчины, который выпускает концептуальные рэп-альбомы и собственные кроссовки, пока его семья живёт на доходы жены, звезды реалити-шоу Ким Кардашьян, которая снимается голой для обложек журналов и продаёт маленьким девочкам различный авторский контент (ближайший российский аналог - Ольга Бузова). Просто для понимания полноты картины.

Хип-хоп произошел от джаза, джаз от госпелл, госпелл - атрибут протестантских церковных служб в афроамериканских приходах. Если раньше музыкальная индустрия заимствовала у религии лишь творческую составляющую, то теперь начинает калькировать и саму её суть - проповедь, заменяя собой и христианство и любые другие верования. Хип-хоп становится новой религией, новой мифологией, а теперь и новой политикой = новой диктатурой.

Что нам со всем этим делать? К сожалению ответ, который я могу дать на этот вопрос, не может быть напечатан публично. Подумайте об этом сами, непременно включив что-нибудь из действительно хорошей музыки...


Алексей Ларкин - t.me/nikral