Когда автокредиты приведут к обвалу цен на машины

27.01.2018

На автомобильном рынке новый рекорд - согласно последним данным каждая вторая машина в России продается в кредит. Еще несколько лет назад этот показатель не превышал 30 процентов. Чем же закончится эта кредитная истерия?

Разумеется, такому росту способствуют льготные кредиты от государства и дочерних банков крупных автомобильных компаний. А также постепенный рост цен на машины после девальвации 14 года. Ну и, наконец, покупать на свои сбережения россиянам становится все сложнее.

Хорошо это или не очень? Давайте подумаем. Когда машины приобретают на чужие деньги в странах со стабильной экономикой, где большинство людей уверены, что их доходы не изменятся в будущем, то это вполне нормально. Но у нас ситуация не совсем такая.

В России стремительно увеличивается не только процент купленных в кредит машин, но и доля просроченных автокредитов. То есть образуется критическая масса так называемых токсичных кредитов, которая вполне может обрушить продажи в будущем. Многие заемщики даже в кризис ведут себя абсолютно беспечно, вообще плохо представляя, как будут расплачиваться по долгам. Они действуют по принципу: хочу здесь и сейчас.

По последним данным объем просрочек по автокредитам достиг уже 100 млрд. рублей. При этом новые так называемые плохие заемщики перестают обслуживать кредиты гораздо раньше, чем предыдущие. Например, еще два года назад обычный «плохой» покупатель автомобиля переставал платить банку через полтора после покупки, а сейчас этот показатель не превышает 12 месяцев.

Как все это отразится на вторичном авторынке? Возможно, в какой-то момент, если ситуация на нефтяном рынке изменится, нельзя исключать падения цен. Ведь банкам придется срочно избавляться от находящихся на балансе автомобилей. И продавать их со скидками до 30 процентов. Разумеется, все это приведет и к падению продаж новых машин.

Дмитрий Баринов