С.Н. Лазарев - Истинное покаяние

Многие привыкли очень поверхностно относиться к изменению характера: покаялся, сходил на исповедь – и грех снят, душа очистилась.

Я пересматривал свою жизнь много лет, проходил через покаяние многие ситуации. У меня прошли все болезни. Последние двадцать лет мои дети и мои близкие не болеют. Казалось бы, что еще нужно? Но ведь нужно еще быть достойным того, чтобы войти в Царствие Божие. В идеале, нужно стать таким, каким бы Отец Небесный хотел меня видеть. А улучшение здоровья и судьбы не гарантирует такого изменения.

Я посмотрел на себя и понял, что характер-то у меня улучшился не особо. Конечно, я стал мягче, снисходительнее, я научился прощать. Внутренне я рефлекторно извиняюсь, если меня толкнули. То есть многое у меня изменилось к лучшему. Но, как выяснилось, корни грехов остались. Это переживания за будущее, элементы уныния, тенденция осуждать людей. Это и определенные моменты жадности, зависти, корысти – корни этого я в себе чувствую. И гордыня в некотором смысле не только не уменьшилась, но даже стала увеличиваться. Я честно признался себе в этом. И это открытие было для меня весьма неожиданным – ведь получается, что система не работает.

Оказалось, что покаяние, как мы его понимаем, не является гарантом того, что человек, очистившись от грехов, будет себя правильно вести. Таким гарантом является изменение характера – а это глубинная трансформация. И передо мной встал серьезный вопрос – как изменить характер?

Я понял, что современная психология на этот вопрос ответить не может. Системы, которая приводила бы к такой трансформации, просто нет. Мне стало интересно, насколько освещен этот момент в религиях. В основном это покаяние, также среди старцев было много примеров самоуничижения и жесткого аскетизма. Но всех невозможно загнать в пещеру и посадить на голодовку.

Оказывается, во время прихода божественной энергии человек должен уподобиться Богу. Для этого он должен испытать любовь к Богу, которая не зависит ни от чего. Он должен отрешиться от своих привязанностей, покаяться. Но, пожалуй, самое главное, человек должен ощутить свое единство с Богом. Он должен ощутить, что он Сын Божий, он божественен по своей сути. И если я всегда помню, что Отец мой Всевышний, что я Сын Божий, то тогда я смогу выжить и трансформироваться при соприкосновении с божественной энергией, которая периодически приходит на Землю.

К этому в свое время призывал людей Иоанн Креститель. Слово «покаяние», которое мы встречаем в Библии, на древнегреческом языке звучит как «метанойя», что означает «перемена разума». То есть на самом деле речь идет об изменении, о глубинной трансформации личности человека. И когда Иоанн говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», он имел ввиду именно это.

Также он говорил о том, что сам крестит водой, но придет тот, кто будет крестить Духом Святым. И вслед за ним пришел Христос, который делал по сути то же самое, но с людьми происходила еще более глубинная трансформация, которая приводила их к озарению и осознанию себя Сынами Божьими. Христос крестил не только покаянием, но и Истиной, он транслировал Истину и приобщал людей к этому Духу Святому, носителем которого сам являлся. Потому что ничто так не меняет человека, как Дух Святый при соприкосновении с ним. Но к этому надо быть готовым.

Почему разбойник на кресте попал в рай? Вернее, это был уже другой человек, потому что разбойники в рай не попадают. Разбойник смог измениться и стать другим человеком, потому что перед смертью человек отбрасывает все привязанности, он перестает зависеть от своих целей, в результате чего высвобождается огромное количество энергии. И если в этот момент устремиться к Богу, происходит трансформация.

И, как это ни странно, о том же самом говорится в Бхагавад Гите. Очень важен момент умирания, и если человек перед смертью думает о Боге, его отрицательная карма сжигается. Таким образом, то, о чем говорится в Новом Завете и в индийской философии, в Ведах, практически идентично.

Поэтому перед смертью, во время тяжелого заболевания, когда человек искренне обращается к Богу, покаяние работает, и могут происходить чудеса. И такая глубинная трансформация – это и есть главное чудо, к которому многие стремятся, но не все достигают, не все становятся достойными.

Кто-то сознательно или нет ищет опасные для жизни ситуации, кто-то ищет настоящих учителей, которые могут подвести к такой трансформации. Но ищут именно этого, потому что основной инстинкт человека – это развитие. И только когда такое глубинное изменение происходит, человек начинает стремительно развиваться.

Из исследований С.Н. Лазарева - www.lazarev.ru