Heavy Metal в 1995 году. Часть первая

08.11.2017

Середина 1990-х годов — уникальное для металла время. Он перестал быть таким популярным, как десятилетием ранее, но его развитие не только не остановилось, но и стало невероятно плодотворным. В цикле «Heavy-Metal в 1995 году» мы рассмотрим положение дел, к которому пришёл жанр к этому времени и какие новые тенденции были тогда заложены. Через рассмотрение нескольких десятков наиболее заметных и важных альбомов мы будем постепенно приходить к универсальным выводам и умозаключениям о любимой многими меломанами тяжёлой музыке. Итак, вперёд, в 1995-й!

1. The Gathering, «Mandylion»

«Mandylion» от голландской группы The Gathering — первый из альбомов 1995 года, которые я хочу представить вашему вниманию. Для группы он стал по-настоящему прорывным. Образовались The Gathering в 1989 году, выбрав набиравший тогда обороты жанр Death/Doom. Правда, дэт из их творчества быстро испарился. Уже первый альбом представлял собою почти чистый дум, вязкий и тягучий, сочетающий мужской гроулинг и женский «чистый» вокал. На втором альбоме был сделан ещё один шаг в этом направлении, и теперь уже даже мужчина запел чисто. Но голос его был настолько неподходящим для такой музыки, да и вообще не особо приятным, что умудрился испортить в целом неплохую работу. Группу спасла молодая вокалистка Аннеке ван Гирсберген, пришедшая в 1994 году. С её участием и был записан этот шедевр дум-металла, а The Gathering ворвались в элиту, откуда уже и не выпадали. Правда, от дума они продолжили отходить — звучание становилось всё легче, появились электронные эксперименты... Позднее их творчество часто называют трип-роком, и это, пожалуй, подходящее название.

2. Death, «Symbolic»

Death — одна из самых значительных групп одноимённого жанра. Первый альбом коллектива вышел в свет в 1987 году, и вслед за этим каждая новая пластинка раздвигала границы не только дэта, но и металла в целом. Совершенствование и усложнение музыки, казалось, будет безграничным, но в 2001 году основатель и бессменный лидер группы Чак Шульдинер заболел раком и умер. К этому времени Death успели выпустить 7 альбомов, ставших абсолютной классикой тяжёлой музыки. «Symbolic» — шестой по счёту и, по мнению многих фанатов и критиков, лучший из альбомов Death.

3. My Dying Bride, «The Angel and the Dark River»

My Dying Bride — одна из главных групп жанра Doom за всю его историю. Зародился этот жанр в начале 1990-х годов как Death/Doom — тяжёлая и мрачная музыка, построенная, во-многом, на ритмических структурах дэта, и также исследующая тему смерти, но в её трагическом аспекте. Однако, как мы уже говорили применительно к The Gathering, дэт из музыки групп этого жанра постепенно уходил, жанр выкристаллизовывался, и именно 1995 год стал переломным в этом процессе. И в то же время он стал пиком развития жанра, после которого начался спад: группы меняли стиль, разбредались, кто куда... Конечно, сам по себе тяжёлый депрессивный металл не исчез, но после 1995 года он стал чаще всего проходить по ведомству готики, как раз набиравшей обороты.

Однако My Dying Bride никуда не делись, ни в какую готику не подались, и даже будто вообще не заметили происходящие вокруг процессы. Правда, после первых четырёх классических альбомов они записали весьма экспериментальную пластинку, немало встревожив фанатов, но затем вернулись на привычную стезю и до сих пор с неё не сходят. Из этих четырёх классических альбомов «The Angel and the Dark River» третий. Его особенности — более лёгкое, чем на предшественниках, звучание, преобладание чистого вокала вместо гроулинга, мелодичность и очень удачное и уместное использование виолончели, которой группы второго эшелона дума частенько злоупотребляли. Сейчас альбом считается абсолютной классикой жанра Doom.

4. Anathema, «The Silent Enigma»

Раз уж мы завели подробный разговор о дум-металле, приведём ещё несколько работ в этом стиле. Anathema — вторая группа, наряду с My Dying Bride, из большой троицы английских основателей дум/дэта, хотя классическими для этого направления стали лишь первый альбом и несколько ЕР. Только «Serenades» 1993 года у Anathema может быть отнесён к дум/дэту без сомнений: альбом медленный, тяжёлый и «давящий». А уже в 1995 году начался дрейф в иную сторону. В композициях появилось больше «воздуха», эмоций, лиричности и красоты. Певший гроулингом вокалист Даррен Уайт ушёл, и за микрофон взялся гитарист Винсент Кавана. В особо эмоциональных моментах он ещё переходит на рык, но и в настоящем пении пробует себя активно. Получается пока с трудом, но на последующих 8 альбомах он будет постоянно совершенствовать это искусство. Сама же музыка, если сравнивать с альбомом «The Silent Enigma», сохранит только зашкаливающую эмоциональность и красоту, а стилистически она с металлом порвёт, тяготея к атмосферно-роковому Пинк Флойд.

5. Morbid Angel, «Domination»

1995 — поистине год дэта. И сам жанр, и многие его представители вышли к середине 90-х на пик своего развития, подарив слушателям множество классических для жанра работ. Американская легенда дэта Morbid Angel отметилась в 1995-м выходом своего четвёртого полноформатного альбома «Domination». Его особенностью является большое количество среднетемповых, а то и просто медленных вещей, что далеко не всегда характерно для жанра. Обилие своеобразных мелодий, раскатистое и зловещее звучание гитары, а также вокал, по поводу которого один мой приятель сказал что-то вроде «у вокалиста словно полный рот крови» — вот важные характеристики этого альбома. На мой взгляд, не самый типичный образец американской дэт-метал сцены, обычно характеризующейся большей брутальностью. Но о ней мы поговорим позже.

6. Immortal, «Battles in the North»

И, конечно, Black... 1990-е годы в металле просто немыслимы без блэка, который в это десятилетие прошёл весь путь от зарождения до пика развития и неизбежного упадка. В 2000-х он был уже совсем не тот: великие представители жанра повально отказывались от классического блэка, молодые эпигоны усердно копировали штампы без попыток внести свежую творческую струю, а весь блэковый антураж стал чуть ли не объектом насмешек. Но в середине 90-х такое развитие событий ещё не было очевидным: каждый год приносил множество классических работ. И норвежская сцена является общепризнанным лидером, ведь именно здесь ковался канон блэка, тот самый хрестоматийный «тру». Относятся к ней и Immortal, хотя и выделяются из числа тру-блэкарей по многим параметрам. Например, их лирика не делает такого упора в сатанизм, воспевая наряду с оккультными вещами и суровость северной природы, а музыка несёт чётко выраженное влияние дэта (а в позднем творчестве и других жанров). Так, на их третьем альбоме «Battles in the North» оно проявляется, например, в необычайной плотности звука (настоящая «стена»), скорости и ярости ударных. Альбом считается переходным от раннего периода творчества группы к зрелому, хотя всё это, разумеется, очень условно.

7. Lacrimosa, «Inferno»

Lacrimosa — икона готической сцены. Долгое время группа состояла из одного участника — швейцарца Тило Вольфа, который с 1991 по 1993 год записал три альбома в стиле дарквэйв. Однако уже на третьем из них («Satura») начинается лёгкий дрейф в сторону готического рока. А в 1995 году Вольф набирает команду сессионных музыкантов, берёт в группу на постоянной основе клавишницу и вокалистку Анну Нурми и берёт курс на тяжёлую готику. Выпущенный в таком составе альбом «Inferno» становится едва ли не самым тяжёлым за всю историю группы, своей мрачностью напоминая о так популярном в те годы думе. Однако помимо готик-думовой депрессивности в нём есть прекрасная и возвышенная симфоничность, и сочетание этих элементов станет отличительной особенностью группы. При этом стоит отметить, что, хотя в последующие годы появилось огромное количество симфо-готических групп, всё же прямых последователей и эпигонов у Lacrimosa так и не появилось, и она осталась достаточно уникальным явлением на тяжёлой сцене. А все эти группы будут выстраивать свою музыку по совсем иной модели. Но об этом в следующий раз...

8. Paradise Lost, «Draconian Times»

Третьими английскими столпами дум/дэта, наряду с My Dying Bride и Anathema, считаются Paradise Lost, причём стартовали они даже раньше, и первыми из этой троицы выпустили полнометражный альбом — «Lost Paradise» 1990 года. Далее пластинки следовали одна за другой, и к 1995 году группа успела эволюционировать далеко от первоначального стиля. Теперь это достаточно лёгкая музыка с чистым вокалом, где-то между роком и металлом, прочерчивающая нижнюю границу дума. И далее облегчение дойдёт до того, что Paradise Lost станут характеризовать как утяжелённый вариант Depeche Mode.

Кстати говоря, свой второй альбом 1991 года Paradise Lost назвали «Gothic». Музыканты любили готический рок и, вероятно, чувствовали некоторое родство своей музыки с готикой типа Sisters of Mercy, хотя ничего общего с металлом та в ту пору не имела. Это послужило толчком к возникновению соответствующего жанра метала, хотя, по сути, готик-метал не зародился сам собой, а выделился из дума. Подобную музыку часто так и будут называть — Gothic/Doom, ибо сформулировать отличие дума от готики не так уж просто, и часто оно пролегает лишь в области самоидентификации той или иной группы и самоотнесения её к готической субкультуре. Однако в 1995 году едва ли многие группы идентифицировали себя как готик-металлические, такая идентификация зачастую присваивалась в более поздние времена задним числом. В общем, вопрос это сложный и дискуссионный, и мы, дабы не впадать в анахронизм, будем в дальнейшем называть мрачную депрессивную музыку именно думом. При этом именно Paradise Lost ещё в самом начале своего творчества опробовали сочетание гроулинга с высоким женским вокалом, получившее условное название «красавица и чудовище» и ставшее таким характерным для готического метала в будущем. Эта модель ждала своего популяризатора, и он явился именно в 1995 году. Но Paradise Lost были от этого уже далеко.

9. Theatre of Tragedy, «Theatre of Tragedy»

Именно Theatre of Tragedy, выпустившие в 1995-м одноимённый дебютный альбом, стали популяризаторами модели «красавица и чудовище». Стоит отметить, что изобретённую Paradise Lost модель использовали ещё The Gathering на своём первом альбоме 1992 года, но это было отдельным явлением, не ставшим массовым. И только после успеха Theatre of Tragedy случился взрыв: к концу 90-х готик/думовых групп, сочетающих женский сопрано или эстрадный вокал с гроулингом стало невероятное количество, а сам жанр вырвался в лидеры по популярности в металле.

Правда, к норвежцам популярность пришла только через год, когда они выпустили практически идеальный альбом «Velvet Darkness They Fear». А дебютник, хотя в концептуальном плане мало чем от него отличается, всё же содержит материал ощутимо слабее. Это, по сути дела, стандартный дум/дэт, который как раз таки и назовут готикой задним числом многочисленные приверженцы готической субкультуры. Всё лучшее, что есть на этом альбоме, через год будет доведено до совершенства, превратившего «Velvet Darkness They Fear» в столп и эталон жанра.

Однако надолго Theatre of Tragedy в этом жанре не задержатся: уже третий альбом, в котором даже нет чудесного гроулинга Раймонда, представит блестящий образец готик-рока, в звучании которого откровенно сквозят 80-е. А затем группа и вовсе затеет электронно-индустриальные эксперименты, вызвавшие шквал ненависти ортодоксальных фанатов. В общем, на одном месте Theatre of Tragedy не стояли никогда, всё сильнее удаляясь от своего дебютного альбома, ставшего ещё одной каплей мощной волны дума 1995 года.

Продолжение читайте в следующих постах на моём канале.