Heavy Metal в 1995 году. Часть вторая

Середина 1990-х годов — уникальное для металла время. Он перестал быть таким популярным, как десятилетием ранее, но его развитие не только не остановилось, но и стало невероятно плодотворным. В цикле «Heavy-Metal в 1995 году» мы рассмотрим положение дел, к которому пришёл жанр к этому времени и какие новые тенденции были тогда заложены. Через рассмотрение нескольких десятков наиболее заметных и важных альбомов мы будем постепенно приходить к универсальным выводам и умозаключениям о любимой многими меломанами тяжёлой музыке. Итак, вперёд, в 1995-й!

10. Kreator, «Cause For Conflict»

Из всех основных жанров метала хуже всего в 1995 году дела обстояли с трэшем. Если дэт, дум или блэк появились на рубеже десятилетий и к 1995 году как раз достигли расцвета, то трэш появился уже в 1983-84 годах, и самый плодотворный период его развития пришёлся на вторую половину 80-х. Тогда была записана вся классика трэша, а вот с наступлением 90-х у него начался неизбежный кризис. Пример Металлики это хорошо иллюстрирует: с 1983 по 1991 она эволюционировала от классического трэша к не имеющему чётких стилистических определений «Чёрному альбому», а потом и вовсе впала в ступор на 5 лет. Вышедший в 1996 году «Load» был так далёк от того, что Metallica делала ранее, что вызвал шквал ненависти и обвинений в продажности. Точно также и многие другие группы столкнулись с наступлением 1990-х с вопросом, что делать и куда двигаться. И ответили на него по-разному.

Kreator — группа так называемого «тевтонского» трэша. Её классический период непрерывной эволюции пришёлся на 1985-1992 годы (6 альбомов), после чего также последовала пауза. Но она оказалась короче и не принесла радикальных реформ: Kreator решил нырнуть в ту же реку, из которой вынырнул. «Cause for Conflict» — классический креаторовский трэш, но с поправкой на время. Причём альбом получился даже по меркам группы скоростным, истерически-агрессивным, минимально мелодичным и рассерженным на всё вокруг. А депрессивно-обречённая атмосфера, нотки которой начали спорадически проскальзывать на альбомах 1990-1992 годов, была заменена не знающим передышки катком отшлифованного техницизма.

Однако, судя по всему, немцев такой результат не удовлетворил, ибо далее Kreator двинулся в сторону экспериментов. На мой субъективный взгляд, замедленно-мелодичный, неуловимо индустриальный «Outcast» 1997 года и особенно лиричная и задумчивая «Endorama» 1999-го оказались чуть ли не самыми творчески плодотворными альбомами группы. Но фанаты, как это часто бывает, не поняли и не приняли новый Kreator, и немцам пришлось найти новый баланс между старым трэшевым звучанием и веяниями времени, а так же между агрессией и мелодикой, который, кажется, смог удовлетворить большинство. В русле изобретённой ими модели современного трэша группа движется по сей день.

11. Sodom, «Masquerade in Blood»

Непростым выдался 1995 год и для другой классической группы тевтонского трэша — Sodom. Эти ребята не делали никаких пауз, регулярно разрожаясь пластинками с 1984 года. Но их классический период так же закончился в 1990-м, после чего немцы в поисках нового звучания стали вплетать в ткань своей музыки новые элементы. В 1992 году, например, это был дэт, из-за чего «Tapping the Vein» получился чуть ли не самым тяжёлым за всю историю группы, а в 1994 и 1995 группа экспериментировала с панком. И, кстати говоря, панк-трэш стал моделью, привлекшей внимание не одних только Sodom.

Итак, в 1995 году немцы записывают «Masquerade in Blood», который, по мнению многих критиков и фанатов, стал худшим альбомом Sodom. В качестве обоснования приводятся и отход от канонов трэша, и отсутствие ярких хитов, и грязный звук, превращающий музыку в дребезжащую кашу. Однако сложно сказать, было ли такое звучание результатом плохой записи либо это часть концепции, да и в отношении качества песен критика не всегда справедлива. Тем не менее, выражения типа «грязная панкуха» в отношении «Masquerade in Blood» встречаются регулярно.

Стоит заметить, что стилистические поиски на этом и предыдущем альбомах привели лидера группы Тома Энджелриппера к созданию гибрида панк-трэша с залихватской и разухабистой немецкой народно-застольной музыкой. Подобные песни («Verrecke!!», «Mantelmann») заметно выделяются на фоне остального материала, вызывая недовольство фанатов. Все были рады, когда появился сольный проект Onkel Tom, где лидер Содома смог блестяще реализовать свою находку, очистив музыку группы от чуждых элементов. Правда, от панка удалось избавиться не сразу: на следующем альбоме — «Til Death Do Us Unite» 1997 года, записанном новым составом музыкантов, по-прежнему был панк-трэш, но такой мощный, чистый и жёсткий, что он смог стать шажком к новому расцвету группы. Которое и последовало в 1999-м альбомом «Code Red», смогшем стать абсолютной классикой трэша. С тех пор Sodom регулярно записывает новые пластинки, поддерживая существование жанра на довольно высоком уровне.

12. Bathory, «Octagon»

Кстати, о «грязной панкухе»… Ещё один образчик панк-трэша в 1995 году выпустила группа, ранее довольно далёкая от этого направления. Речь идёт о легенде шведской тяжёлой сцены Bathory, чьё творчество оказало весьма существенное влияние на возникновение и развитие таких жанров, как Black- и Viking-Metal. Группа Квортона Сета начала играть прото-блэк ещё в 1983 году и стала следующим звеном эволюции жанра после первооткрывателей Venom. Блэковый период с сатанинской тематикой текстов сменился периодом викинг-метала, когда композиции стали более медленными и эпичными.

Однако на альбоме «Octagon» (как не сложно догадаться, он у группы восьмой) представлена совсем иная музыка: злобная и агрессивная версия панк-трэша, которая если и имеет связь с блэком, то с самым ранними его версиями 80-х годов. Звук на альбоме нарочито грубый, сырой и минималистичный, а безыскусный вокал захлёбывается яростью и спешит выплюнуть её на слушателя. Поэтому «Octagon» — даже не пощёчина, а плевок в лицо общественному вкусу. Лирика от музыки не отстаёт, что видно хотя бы по названиям идущих подряд песен «Psychopath» и «Sociopath». Что заставило Bathory двинуться в эту сторону записать такой альбом, сказать трудно, но он стал явлением для группы практически уникальным: уже в следующем году Bathory выпустили альбом «Blood on Ice», вновь посвящённый викинговской тематике.

13. Rage, «Black in Mind»

Но были и те, кто с наследием трэша обращался более бережно. Например, представители Power-Metal, до середины 90-х вдохновлявшиеся трэшем. Сформировался пауэр ещё в 80-х, выделившись из классического хэви—метал более высокой скорости и жёстким звучанием. Для усиления жёсткости и агрессивности музыки трэшевые наработки пришлись весьма кстати, поэтому влияние трэша на пауэр-метал началось ещё в 80-е.

Хорошим примером здесь являются немцы Rage, для которых «Black in Mind» стал уже десятым альбомом. И, кстати, одним из последних, если не последним, на котором скорость и напор трэша ещё слышны. В дальнейшем группа примется искать новые ориентиры, причём не избегнет даже соблазна поэкспериментировать с симфонизмом. Весьма распространённое явление в последующее десятилетие, кстати, причём далеко не только среди пауэр-металлических команд, но в 1995 году этот процесс только подготовлялся. Поэтому многие пауэрщики в этом году записали не симфонически-помпезные, а быстрые и сухие альбомы, как бы компенсируя нехватку классического трэша.

14. Therion, «Lepaca Kliffoth»

Итак, в 1995 году готовится и вызревает новый тренд: на целое десятилетие металл попадёт под влияние симфонизма. Вдруг оказалось, что тяжёлая музыка разных жанров прекрасно сочетается с симфонической классикой, приобретая при этом пафос и доходящую до помпезности величественность. И металлисты окунулись в европейскую музыкальную традицию, вспоминая свои корни. Что говорить, если даже такая «американская» группа, как Metallica, не удержалась от соблазна записать концерт с симфоническим оркестром...

Но пока одни просто экспериментировали с новым звучанием или следовали веянию моды, другие сделали создание оркестрового метала своей специализацией. Из числа последних заметно выделяются шведы Therion, создавшие крайне убедительную версию подобного симбиоза. Причём исток их эволюции находится в дэт-метале: Therion были частью мощной волны дэта, захлестнувшего Швецию на рубеже десятилетий. Но уже со второго альбома (1992) музыканты начали украшать музыку необычными для этого жанра элементами: клавишными пассажами «под классику», женским вокалом, восточными мотивами... Эта же линия продолжилась и в 1993 году, а ещё через два года появился переломный четвёртый альбом Therion — «Lepaca Kliffoth».

Death-Metal здесь можно увидеть разве что «на клеточном уровне»: группа двинулась к созданию некоей универсальной версии метала, находящегося вне жанров, но способного вместить симфоническое содержание. Пройдёт год, и из этого субстрата родится симфо-метал в своём почти готовом и необычайно ярком виде — альбом «Theli». В дальнейшем будут альбомы, записанные с оркестрами и хорами, а пока мы видим ищущий, мятущийся и эклектичный альбом. Но он уже содержит прообраз новой эпохи — «The Beauty in Black». В этом треке весь будущий Therion.

Лирика группы посвящена оккультному знанию и мифологии, т. к. лидер шведов Кристофер Йонссон является членом тайного общества — «Ордена красного дракона». Собственно, Therion на каком-то древнем языке — это и есть «дракон».

15. Moonspell, «Wolfheart»

Историю Doom-Metal мы в общих чертах уже рассмотрели, и теперь будем знакомиться с многочисленными образцами этого жанра из всех уголков Европы. Первым уголком станет самый дальний — Португалия. Самой известной португальской группой является Moonspell, которые в 1995 году были на заре карьеры: «Wolfheart» — их первый альбом. До этого был лишь ЕР, представлявший собою, как формулируют критики, фолк-блэк.

В течение многих лет португальцы непрерывно эволюционировали, и каждый их новый диск отличался от предыдущих. Были даже электронные эксперименты, но если задаться целью подобрать единственное определение, играющее для музыки группы роль прокрустова ложа, то им будет, пожалуй, готика. На «Wolfheart» мы слышим оригинальную версию дума на основе интеллигентного блэк-дэта, версию мрачную и возвышенную, мелодичную и динамичную. Moonspell не придерживались канонов стилей, используя широкий арсенал выразительных средств. Получилось как раз то, что в будущем так часто будут именовать готикой. Она проявляется и в тяге к средневековым мотивам, и в «клавишном» атмосферном симфонизме, и в том самом фолке. Всего по чуть-чуть, а в итоге получилась весьма разнообразная пластинка. И притом в духе времени: альбом иллюстрирует, как внимание к тёмным страницам европейской истории обернулось для металла 90-х несомненными творческими успехами и стало импульсом для нового развития растерявшегося из-за перемены общественных вкусов жанра.

16. Primordial, «Imrama»

Если для Moonspell фолк-блэк был эпизодическим, да и не проявленным в полной мере явлением, то некоторые другие группы середины 90-х сделали его своей специализацией. Далеко не все блэк-металлисты зацикливались на сатанизме, как это часто представляется, некоторые уделяли большое внимание и языческим мотивам (неприятие христианства ведь не обязательно должно привести к сатанизму, возможен и возврат к дохристианским верованиям европейских народов). Поиск утерянных культурных корней нашёл отражение не только в лирике, но и в музыке, и здесь-то и пришёлся ко двору фолк. Появилось даже специальное обозначение для языческого металла — Pagan, которое позже оторвалось от блэка и стало обозначать любой метал с языческой тематикой лирики.

В качестве примера фолк-блэка мы рассмотрим дебютный альбом ирландской группы Primordial — «Imrama». Понятно, что если речь идёт об Ирландии, то звучат здесь кельтские мотивы. Но звучат деликатно и ненавязчиво, ибо Primordial поставили себе целью играть всё-таки экстремальный металл, злобность которого из-за переизбытка фольклорных инструментов обычно страдает. Экстремальность этой музыки — дело субъективного восприятия, однако то, что чувство меры в отношении фолка музыкантов не покидает, бесспорно: «Imrama» представляет собою всё-же Black-Metal высокой степени чистоты.

17. Cruachan, «Tuatha na Gael»

В 1995 году дебютировали и самые известные в мире тяжёлой музыки соотечественники Primordial — Cruachan, причём в довольно близком жанре. Правда, на их первом альбоме («Tuatha na Gael») акценты ощутимо сместились: блэковая основа заметно ушла в тень, а вот фолк зазвучал более явно и выпукло. В последующих альбомах блэк и вовсе уступит место металлу без чёткой стилевой принадлежности (просто Pagan-Metal), а кельтская составляющая дойдёт едва ли не до совершенства.

Однако после выхода «Tuatha na Gael» группа прекратила существование и замолчала на долгих 5 лет, но это ей даже пошло на пользу: возрождённый Cruachan зазвучал несравнимо чище, мощнее, мелодичнее и в целом интереснее. Так что для знакомства с лучшими образцами кельтского метала лучше слушать альбомы 2000-х годов.

18. Storm, «Nordavind»

Итак, ирландские группы языческой направленности в 1995 году делали свои первые шаги. А вот в Норвегии фолк-металл к этому времени уже сложился и оформился. И даже получил особое название — Viking-Metal. Скажем, уже упоминавшиеся нами Bathory исполняли викинг с самого начала 90-х.

Хотя это направление значительно отличается от блэка (чистотой вокала, звучанием, настроением, тематикой лирики), оно сохраняет с ним глубинную генетическую связь. Поэтому не выглядит случайным, что музыку обоих направлений исполняют часто одни и те же люди. Так, в составе группы Storm, выпустившей в 1995 году свой единственный альбом «Nordavind», числятся не последние в норвежском Black-Metal персонажи: Гюльве Нагелль (более известный как Fenriz из Darkthrone) и Сигурд Вонгравен (более известный как Satyr из Satyricon). Также в проекте участвует Кари Руэслоттен, незадолго до этого покинувшая прекрасную и романтичную дум-метал группу The 3rd and the Mortal и начавшая сольную карьеру.

Возможно, из-за занятости Фенриза и Сатира в своих основных группах проект Storm и не продолжил студийную деятельность. Правда, для Гюльве Нагелля альбомом «Nordavind» изыскания в викинг-метале не исчерпываются: ещё в 1989 году он в одиночку создал проект Isengard, чтобы воплотить в нём идеи, не подошедшие для Darkthrone. И в том числе — идеи из области фолк-блэка. Причём единственный полноформатный альбом Isengard — «Høstmørke» — появился в том же урожайном 1995 году и стал среди ценителей жанра весьма популярным.

И, кстати, Darkthrone тоже выпустил в этом году свои альбомы, который мы обязательно рассмотрим в дальнейшем, ибо он стал классикой Black-Metal.

19. Unleashed, «Victory»

Славные деяния средневековых скандинавских воителей находятся в центре внимания не только представителей «профильного» жанра. История викингов, а особенно её «военный» аспект, вдохновляют и музыкантов других направлений. Одним из ярких примеров этого являются Unleashed, представители той волны шведского Death-Metal, что поднялась на рубеже десятилетий и породила множество самобытных команд. Музыка этой группы не слишком брутальна и даже весьма мелодична, но в ней есть мощь и энергетика, что так подходят для воспевания воинской доблести, зашельмованной и забытой современными европейцами. При этом музыка Unleashed, как и вообще дэт-метал, практически лишена пафосности, свойственного некоторым другим жанрам: пафос войны здесь уступает место её выраженной музыкальными средствами жестокости.

На сегодняшний день шведы выпустили 12 альбомов; «Victory» — четвёртый из них.

20. Dismember, «Massive Killing Capacity»

Две страны, внесшие наибольший вклад в развитие Death-Metal — это США и Швеция. Почти одновременно, на рубеже 80-90-х годов, в этих странах появилось множество интересных и самобытных групп. Если об американцах часто говорят как о «школе» — особом виде брутального дэта, то шведский дэт представлял собою более пёструю и неоднородную картину. Чуть ли не каждая заметная группа пыталась изобрести свой, индивидуальный почерк.

Возможно, поэтому шведы чаще, чем американцы, сворачивали с однажды выбранного пути на какие-нибудь нехоженые тропы (тот же Therion или, например, Tiamat). Однако есть и такие группы, кто эволюционировал в рамках дэта, не чувствуя себя скованными ими. Dismember — из их числа. Путь команды внешне стандартен: появились в последние годы предыдущего десятилетия, начали выпускать альбомы с началом нового. «Massive Killing Capacity» 1995 года — третий и, по мнению многих, лучший альбом группы. От американской брутальности эта музыка далека, Dismember больше тяготеет к трэшевым ритмам, выстраивает не такой плотный звук, не чурается мелодикой... И в год кризиса классического трэша именно подобные дэт-группы удовлетворяли запрос публики в мощной и скоростной музыке, становясь вместе с пауэрщиками своеобразными хранителями традиций трэш-металла в отсутствие его самого.

Первая часть исследования "Heavy-Metal в 1995 году": https://zen.yandex.ru/media/id/59a69a0ba86731f8ef50c68a/heavymetal-v-1995-godu-chast-pervaia-59ff8703168a91070ee565c1