Как выучить таблицу умножения (и не потратить много нервов)

Не единожды в работе сталкивалась с ситуацией, когда приходит на занятие ученик 3-го или 4-го класса и жалуется на большие проблемы с математикой. 'Я не понимаю математику' - говорит ребенок, 'сплошные двойки' - вздыхает мама. Предлагаю ученику различные задания, действительно, ничего не может решить. Не получается. Начинаем анализировать ошибки и видим, что ход решения уравнения часто оказывается верным, но вот в вычислениях ошибки. Та же картина при решении примеров, задач. Ребенок не может именно посчитать, вычислить. Задаю вопрос: 'Хорошо ли ты знаешь таблицу умножения?' (хотя в данном случае, ответ мне уже известен, но необходимо, чтобы ученик САМ озвучил (= осознал) проблему). 'Ну, так себе...' - слышу в ответ.

Что же дальше? Дальше, согласившись с тем, что таблицу умножения учить всё-таки придётся, большинство деток начинают тяжело вздыхать, предвкушая скучную зубрёжку. Да, таблицу умножения придётся заучивать наизусть, зубрить. От этого никуда не деться. Но сделать это занятие не таким уж скучным и неинтересным нам с вами, уважаемые взрослые, вполне по силам.

Итак. Берем любой напечатанный вариант таблицы умножения, обязательно черно-белый, не цветной. И начинаем вместе с ребёнком эту самую таблицу рассматривать.

Обязательно обращаем внимание ребёнка на следующие закономерности (для создания хорошего настроения можно эти закономерности назвать 'секретики'):

1. При умножении любого числа на 1, в ответе мы получаем то число, которое умножали.

2. При умножении любого числа на 10, в ответе мы получаем то число, которое умножали, но с приписанным нулём.

Таким образом, зная эти 'секретики', таблицу на '1' и '10' можно не учить наизусть. Берем маркер поярче и выделяем те примеры, ответы на которые теперь всегда будут известны.

Продолжаем рассматривать таблицу и обращаем внимание ребенка на следующую закономерность:

3. От перестановки множителей значение произведения не меняется.

А значит, в каждом столбике таблицы мы может отметить маркером первый и последний пример (умножение на '1' и '10'). Ведь это то, что мы уже знаем. Теперь наша таблица умножения имеет еще более ободряющий вид, осталось учить намного меньше

Далее каждый столбик таблицы выучивается ребенком, отмечается маркером. Не забываем о результате перестановки множителей и отмечаем примеры во всех столбиках таблицы. Так, например, выучив умножение на '2', отмечаем, как уже известный весь столбик умножения на '2' и каждый пример с множителем '2' в других столбиках.

Думаю, принцип понятен: выучил - отметил.

На первый взгляд, всё банально, но отмечая маркером изученные части таблицы ребенок видит,что остаётся учить всё меньше и меньше, он видит, где финиш и сколько до этого самого финиша осталось. Будет хорошо, если после выучивания каждого столбика таблицы умножения, вы предложите ребенку порешать примеры на умножение для закрепления.

И когда вся таблица умножения будет красиво раскрашена - вы победили!

Для того, чтобы учить было еще веселее, предлагаю обучающий мультфильм.