Дислексия. Не глупые дети.

16.11.2017

Возможно Вы уже слышали это слово. Возможно Вы не правильно его поняли.

В ходе работы, я поделилась набросками с подругой и поняла, что первым делом надо раскрыть, для тех кто не знает или тех кто слышал, но мог не правильно понять, что же на самом деле такое, эта дислексия. Кто-то узнав, общие признаки трактовал дислексию как, прикрытие для лентяев и не образованных людей. Это совсем не так.

Дислексия — это неспособность к овладению чтением. Здесь «неспособность» подразумевает не абсолютные, а относительные трудности, то есть человеку, страдающему дислексией, научиться читать намного труднее, чем обычному ребенку. Более подробно можно прочесть в замечательной статье, в которой подробно все описывается.

Постараюсь рассказать подробнее о том, чем отличается ленивый безграмотный человек от дислексика.

Дислексия не может быть приобретённой и она не исчезает с годами, но она может быть менее заметна. Единственное, как можно значительно "сгладить" те недостатки, которые она с собой несет, это заниматься, заниматься и заниматься еще усерднее .

Моей бабушке 78 и у неё дислексия. На днях она написала "Леф". Все потому что для неё "в" и "ф" звучат одинакового. Это проявляется как фонетическая глухота. Пишем как слышим, а слышим мы не верно, поэтому и пишем соответственно. Например мы делаем разбор буквы "я" по звукам, получаем "йа". У людей с дислексией эти звуки порой просто не могут образоваться в одну букву, поэтому слово "красивая" пишут как "красивайа". Трудно различить между собой похожие буквы, "в-ф", "ж - ш", "з-с", "ч-ц" и т.д. Как правило, дислексики допускают ошибки при письме, когда нельзя подобрать проверочное слово.

От дислексика можно услышать: "я знаю все правила, но все равно пишу с ошибками". Все так, человек Вас не обманывает, он просто не способен применить эти правила. Возможно, при прочтении написанного, дислексик увидит ошибки и исправит их, но не все.

Вместо диктанта - контрольное списывание.

Поменять диктант на контрольное списывание для дислексиков и дисграфиков, это резонная идея. Такое предложение основано на том, что дети не списывают текст, а скорее срисовывают, именно из-за проблем с восприятием текста. Например когда учат глухонемых детей алфавиту, у них каждая буква обозначается каким -то словом, например "А" - "Арбуз" и обязательно картинка арбуза. Сначала дети запоминают как выглядит слово и ассоциируют его с картинкой, запоминают как выглядит буква. Так и детям с дислексией, порой легче научить их запоминать как слово выглядит, а не как оно пишется.

Как понять что у ребёнка дислексия.

Если у Вас появились подозрения, что у Вашего ребёнка может быть дислексия, не стоит бить тревогу, отведите его к логопеду и пусть специалисты помогут проверить так -ли это. Естественно чем раньше Вы обнаружите, тем лучше. Если у ребенка дислексия, оптимальный возраст для работы над ней, когда ребёнку от 5 лет до 8 лет, после 8 лет детям сложнее будет усвоить информацию, так как "основы" уже сформированы. Но сложнее, не значит невозможно, так что заниматься нужно всегда.

Многие кого я знаю продолжают бороться с дислексией и после школы. Существуют различные курсы и рабочие тетради. Так же отличный способ - много читать. Читать не просто для того что бы понять, о чем идет речь, а задумываясь как выглядят слова, избегать "беглого" чтения и додумывания слов, что может быть очень тяжелой задачей.

Дислексия не возникает случайно, чаще всего это наследственное, если у вас в семье есть кто-то с таким диагнозом, есть большая вероятность, что у вашего ребёнка будет дислексия. Но это не должно звучать страшно или как приговор.

Сложно привести статистику, которая говорила бы о том, сколько на самом деле дислексиков. Потому как например в России, это выявляется случайно, либо же совсем не выявляется, объясняя ошибки ребенка или его не способность читать к низкому интеллекту. Но таких людей очень много. Если брать Австралию, то там приводят цифры - 10% от всего населения. В некоторых странах Европы, приводят статистику, что дислексики составляют около 20% от учащихся.

Вернемся к тому, что люди с дислексией совсем не глупые, чаще всего они талантливы в сфере искусств, музыке, спорте, механике, коммерции, бизнесе, дизайне, строительстве или инженерном деле, так же хорошие рассказчики и актёры.

Только посмотрите сколько известных людей с дислексией:

Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Бетховен, Ганс Христиан Андерсон, Уолт Дисней, Мерлин Монро, Киану Ривз, Пабло Пикассо, Уинстон Черчилль, Генри Форд, Том Круз, Кира Найтли, Орландо Блум, Дастин Хоффман, Вупи Голдберг, Стив Джобс, Дж. Кенеди, Квентин Тарантино, Фёдор Бондарчук, Владимир Маяковский.

Так же хочу дать ссылку на сайт, где выделены основные признаки дислексии. Мне показалось, что тут довольно точно все подмечено.

И рекомендую к просмотру замечательный фильм "Звездочки на земле" . Это художественный фильм, который очень легко смотрится и меняет отношение к данной проблеме в лучшую сторону.

Надеюсь этот текст был полезен. Спасибо, что прочли.