дома нескучно
Как весело и с пользой пережить самоизоляцию

Порт Сабетта будет отправлять газ с «Ямал СПГ» в обоих направлениях Северного морского пути

19 October 2018

Инфраструктура порта Сабетта позволит отправлять газ по Северному морскому пути в западном и восточном направлении. Первая очередь перевалочных баз будет открыта в 2022 году. Об этом сообщил начальник управления департамента СПГ-проектов «Новатэка» Максим Минин.

Порт Сабетта на северо-востоке полуострова Ямал - ключевой элемент транспортной инфраструктуры первого проекта «Новатэка» по сжижению газа «Ямал СПГ».

«Что касается двух перевалочных баз - это Мурманск, Камчатка. Задача двух комплексов - обеспечить полностью тот грузопоток, судопоток. Комплексы достаточно идентичны, соответственно, сегодня рассматриваются варианты направления как на восток, так и на запад, то есть использование полностью Северного морского пути одинаково как в западную, так и восточную часть», - сказал Минин.

Он добавил, что первую очередь - один комплекс планируется построить к 2022 году.

По словам Минина, сегодня проект Сабетты реализован более чем наполовину. «Мощность Сабетты была 16,5 млн. тонн в год, но благодаря тому, что планируется запустить уже четвертую линию СПГ-завода в следующем году вместе с третьей, мощность будет увеличена до 17,4 млн. тонн», - сообщил он.

Проект «Ямал-СПГ» предполагает запуск 3-ех технологических очередей по производству СПГ мощностью около 5,5 млн тонн в год каждая. Введена в эксплуатацию первая и вторая очереди завода, компания планировала запустить третью очередь до конца текущего года. Четвертую очередь мощностью 900 000 тонн сжиженного природного газа в год компания рассчитывает открыть в 2019 году.

Сейчас проект строительства перевалочных баз порта проходит экологическую экспертизу. Планируется, что до конца года она будет завершена. Это позволит начать строительство в следующем году, сказал Минин.

«Можно представить себе, какой объем строительных грузов потребуется для строительства и здесь, конечно, не можем не рассчитывать на Архангельск, Архангельскую область, которая уже традиционный помощник в строительстве подобных сооружений и портов в Обской губе», - сказал Минин.

В настоящий момент проект «Ямал СПГ» обслуживают 7 газовозов СПГ. Всего их будет 15. Из них лишь один принадлежит российской компании «Совкомфлот» - «Кристоф де Маржери».

Газовозы «Борис Вилькицкий» и «Федор Литке» принадлежат греческой компании Dynagas (по некоторым данным совместному предприятию Dynagas и китайских компаний), которая весьма активна в арктическом регионе. Она владеет пятью танкерами-газовозами класса Yamalmax. Суда абсолютно идентичны: они имеют дедвейт 85 000 тонн, длину почти 300 м и ширину 50 м. Газовозы были переданы заказчику в ноябре 2017 года. Этим летом «Федор Литке» впервые доставил СПГ с Ямала в Испанию.

Компаниям Mitsui O.S.K. Lines (MOL) и Teekay принадлежат 9 газовозов. Суда «Эдуард Толль» и «Рудольф Самойлович» принадлежат Teekay (Канада), а «Владимиром Русановым» и «Владимиром Визе» совместно владеют Mitsui O.S.K. Lines и China COSCO Shipping.

В июле этого года «Эдуард Толль» и «Владимир Русанов» успешно завершили прохождение Северного морского пути в восточном направлении.

«Рудольф Самойлович» и «Владимир Визе» начали работу на «Ямал СПГ» в сентябре этого года.

Вместимость танков газовозов класса Yamalmax составляет 172 600 м3 газа. Они могут эксплуатироваться при температуре до -50 градусов и, имея ледовый класс Arc7, способны проходить лед толщиной 2,1 м.

В 2018 году в эксплуатацию поступят еще 3 судна: «Георгий Брусилов», «Борис Давыдов», «Николай Зубов». Все они принадлежат грекам.

В 2019 году войдут в строй «Николай Евгенов», «Владимир Воронин», «Георгий Ушаков», «Яков Гаккель» и «Николай Урванцев». Из них только 1 газовоз принадлежит MOL, а оставшиеся - Teekay.

Все суда класса Yamalmax строятся в Южной Корее, на верфи Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering.

В настоящий момент в акватории Северного морского пути находятся суда «Владимир Визе» и «Рудольф Самойлович», сообщает thebarentsobserver.com. При этом первый из них уже забрал газ из порта Сабетта и отправился в Азию. Суда позволят увеличить отгрузку СПГ почти на 30%.

Проект «Ямал СПГ» (50,1% у «Новатэка», по 20% - у французской Total и китайской CNPC, 9,9% - у Фонда «Шелкового пути») реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения на Ямале.
Производство СПГ на первой технологической линии завода начато 5 декабря 2017 года. В августе 2018 года «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ после запуска второй технологической линии завода.

Напомним, что российские суда с 2019 года получат исключительное право на перевозку нефти и природного газа в Арктике, для новых иностранных судов будет введен запрет на такую транспортировку. Об этом заявил начальник отдела ценообразования и экономического анализа департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Василий Нецветаев.

«Внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) устанавливает запрет на использование с 2019 года новых иностранных судов для перевозки нефти и газа в российской Арктике. Исключительное право на эти работы получат суда, построенные на территории Российской Федерации», - сказал Нецветаев.

Он также добавил, что зарубежные суда смогут получить такое право только по решению правительства России. «Отмечу, что зарубежные суда могут быть допущены к перевозке нефти и газа в Арктике, но по решению правительства РФ. Для этого заинтересованная сторона должна обосновать невозможность использования российских судов», - пояснил представитель Минпромторга.

Нецветаев также напомнил, что КТМ является «кодифицированным нормативно-правовым актом». «В соответствии с поправками расширено понятие каботаж, в него включены перевозки в пределах территориального моря и внутренних морских вод. Также поправки предусматривают закрепление за судами под флагом Российской Федерации исключительного права на морские перевозки нефти, природного газа, газового конденсата и угля, добытых на территории России», - резюмировал Нецветаев.

Ледокол «Александр Санников» вошел в состав арктического флота >>

Новый ледокол для Атомфлота нарекли Обью и спустили на воду >>

Ход строительства ледокола «Арктика» >>