Причины поломок турбины или как не убить турбокомпрессор автомобиля

9 April 2020
312 full reads
2 min.
451 story viewUnique page visitors
312 read the story to the endThat's 69% of the total page views
2 minutes — average reading time

В эпоху снижения объема двигателя и расхода топлива встал вопрос сохранения мощности автомобилей. Для его решения инженеры стали внедрять под капот компрессоры и турбины, в чем разница между ними читай в этой статье. В свете большей эффективности турбокомпрессоров они получили большую распространенность на современных авто.

Основные причины поломки турбокомпрессора автомобильного двигателя
Основные причины поломки турбокомпрессора автомобильного двигателя
Основные причины поломки турбокомпрессора автомобильного двигателя

Но это чудо более «нежное», чем механический компрессор, поэтому требует от владельцев большего ухода и обслуживания. Чтобы турбина работала долго и надежно, давайте рассмотрим причины, которые сокращают срок её службы.

Перегрев

Турбина работает от выхлопных газов с высокой температурой до 1000 градусов. Это разогревает корпус, внутренние элементы и подшипники. Для охлаждения и смазки последних используется моторное масло. Оно берется из контура двигателя. Во время интенсивной езды масло охлаждает подшипник. Если масло не будет поступать в него, то вал турбонагнетателя может заклинить, происходит разрушение подшипника.

Чтобы не "убить" турбину автомобиля, её нельзя перегревать
Чтобы не "убить" турбину автомобиля, её нельзя перегревать
Чтобы не "убить" турбину автомобиля, её нельзя перегревать

Это может произойти после выключения двигателя автомобиля. Масло перестает циркулировать, а турбина, после интенсивной езды, еще не остыла.

Рекомендуется дать мотору поработать 30 секунд - 1 минуту. Чтобы не прерывать циркуляцию масла через турбокомпрессор, для его полного остывания.

Во многих автомобиля заводом установлены, так называемые турботаймеры – устройства задержки отключения мотора. Они работают по принципу таймера, установленного на определенное время. Вы повернули ключ, выключили зажигания, а двигатель продолжает работать определенное время. После этого срабатывает таймер устройства и оно «глушит» силовой агрегат.

Турботаймер спасет ваш турбонагнетатель автомобиля от перегрева
Турботаймер спасет ваш турбонагнетатель автомобиля от перегрева
Турботаймер спасет ваш турбонагнетатель автомобиля от перегрева

Кроме этого, если сразу выключать ДВС после длительной поездки, кроме перегрева подшипников, в них остается часть масла. При высоких температурах, так как турбина не охлаждается, порция масла «выгорает» между трущимися деталями. Образуются мелкие твердые частички угара. Впоследствии они будут, как абразив, разрушать подшипник.

Можно банально перегреть само масло в двигателе. Это также приведет к скорой «кончине» турбины. Перегревают обычно его, когда часто «загоняют» стрелку тахометра в красную зону. Второй вариант – штатно не работает система охлаждения мотора.

Некачественная смазка

Я много раз говорил, что замена масла должна происходить на современных моторах гораздо чаще, чем предусмотрено регламентом. Особенно это касается турбированных автомобилей.

Читайте также: Как часто нужно менять масло в двигателе

Некачественное масло или редкая его замена приводит к образованию угара в нем. Опять же, твердые частицы могут повредить подшипники турбокомпрессора. Кроме того, в «старом» масле присутствуют частички износа двигателя, они как наждачная бумага будут «выгрызать» поверхности трущихся пар. Это появление люфта крыльчатки турбины, попадание масла во впускной и выпускной коллектор с появлением больших проблем и затрат на ремонт.

Редкая замена и некачественное масло - причина поломок турбины
Редкая замена и некачественное масло - причина поломок турбины
Редкая замена и некачественное масло - причина поломок турбины

Рекомендуется использовать качественное масло. Срок замены – 7-7,5 тысяч километров.

Некачественное топливо

Так как турбонагнетатель работает за счет скорости выхлопных газов, то плохой бензин может на лопастях или внутренней части улитки оставлять сильный нагар. Что уменьшает эффективность работы. В турбинах с изменяемой геометрией происходит закисание направляющих.

Рекомендуется заливать только высокооктановый бензин или качественную солярку. Периодически совершать длительные поездки на большие расстояния, выжигая нагар из турбины.

Механические повреждения

Кроме выше сказанного, турбокомпрессора может выйти из строя из-за попадания твердых предметов, пыли в него. В большинстве случаев это может «прилететь» из всасывающего коллектора. Старый воздушный фильтр принесет большие расходы на ремонт.

Вот такие физические повреждения может получить крыльчатка турбины
Вот такие физические повреждения может получить крыльчатка турбины
Вот такие физические повреждения может получить крыльчатка турбины

Рекомендуется менять воздушный фильтр вместе с заменой масла.

Пусть это кажется дикостью и на первый взгляд фильтрующий элемент еще чистый, но он может содержать мелкие частицы, не видимые человеческому глазу. Копеечная деталь, а ремонт на несколько тысяч рублей. Оно вам нужно?!

Вывод

Как и современные двигатели, турбонагнетатель является сложной и «нежной» деталью. Без которой, эффективность мотора будет стремиться к нулю. А внимания она требует не меньше, чем сами силовые агрегаты.

Зная причины поломок турбины, нужно следовать простым рекомендациям:

  • Частая замена масла, не по регламенту;
  • Замена воздушного фильтра;
  • Использование качественных ГСМ;
  • Не допускать перегрева масла и турбины.

Читайте также: Что такое интеркулер и почему важно следить за ним в турбированных машинах.

Есть еще советы, основанные на вашем личном опыте – пишите их в комментариях. Всем удачи на дорогах!