ЕГЭ под прессом

Наступила горячая пора сдачи ЕГЭ. Ей предшествовал не только бешеный ритм всевозможных подготовок и пробных тестирований, но и постоянный моральный прессинг, который оказывают педагоги и на родителей, и на школьников. А как отразится это систематическое, многомесячное психологическое давление на здоровье участников учебного процесса, похоже, никто не задумывается.

Безусловно, период сдачи экзаменов, выбора вуза или колледжа всегда был делом довольно волнительным. Но только с введением ЕГЭ этот процесс едва ли не повсеместно стал доводиться до абсурда. Мы тоже в свое время сдавали школьные экзамены и экзамены в вузы, волновались и усиленно готовились, но никому и в голову не могло прийти в советской школе устраивать личные досмотры и обыски учеников на предмет наличия шпаргалок. При этом качество образования было намного выше, чем сейчас.

Задумаемся ненадолго, ведь наши дети уже при рождении получают гражданские права, записанные в Основном законе государства – Конституции. Период сдачи государственных экзаменов никоим образом не приостанавливает и не прекращает действие прав и свобод несовершеннолетних и совершеннолетних граждан на территории учебных заведений. Так с какой стати там производятся личные досмотры и обыски этих самых юных граждан нашего государства? По какой причине, на основании какого именно закона наши ребята все как один получают статус подозреваемых, которых можно обыскивать всеми доступными способами, кто во что горазд, в меру изощренной фантазии педагогического руководства? А ведь именно педагоги призваны стоять на страже интересов детей и неукоснительно соблюдать законодательство в области охраны прав ребенка. Какой родитель при обычных условиях позволит, чтобы его дочери-школьнице кто-то лез под юбку. Начнется волна возмущения, привлечение к уголовное ответственности за домогательство. А если подобные действия, унижающие человеческое достоинство ребенка, производятся в рамках проведения единого государственного экзамена в образовательном учреждении, никто виновных к ответственности не привлекает.

Конечно, всем нам хочется, чтобы оцени были объективными, а знания не фиктивными. Но не стоит забывать, что баллы, полученные на ЕГЭ – это не только оценка ученика, но и его преподавателей: насколько они смогли донести до ребенка изучаемый материал, как проверяли степень усвоения этого материала учащимися в течении всего учебного процесса. Поэтому, задача учителя в период подготовки к ЕГЭ должна заключаться не в запугивании учеников и родителей, а к вселению в них уверенности в качестве приобретенных школьниками знаний и навыков, способности применять их на практике, свободно ориентироваться в разных областях знаний, оперировать всевозможными формулировками. Только тогда, веря в свои силы и способности, дети не станут надеяться на шпаргалки, а родители не будут пить успокоительные и волноваться, что мало того, что у их чад стресс от экзаменов, но их еще могут подвергнуть унизительным и противоправным процедурам обысков и досмотров, которые они совсем не заслуживают.