Пять причин, почему новый хорватский гиперкар Rimac Concept_Two очень крут

10.03.2018

Идет полным ходом Женевский автосалон - мероприятие, традиционно богатое на разнообразные автомобильные премьеры и футуристичные концепты. Про новинки Женевы написано уже много, так что делать обзорный материал по всем премьерам, пожалуй, особого смысла не имеет. Но на одной новинке я все-таки остановлюсь: небольшая компания Rimac представила свой новый суперкар под названием Concept_Two, и существует как минимум пять причин, по которым всем поклонникам автомобилей стоит запомнить это название.

Причина первая (самая очевидная): фантастические характеристики. Да, пока что заявления Rimac Automobili можно только брать на веру, но их предыдущее творение Concept_One вполне убедительно продемонстрировало, на что способна хорватская компания: сначала Concept_One одолел в заезде на четверть мили Ferrari LaFerrari и Porsche 918, а потом прославился на весь мир, едва не поджарив ведущего The Grand Tour Ричарда Хаммонда (тот не справился с управлением). И да, в той серии шоу Rimac Concept_One обогнал еще Lamborghini Aventador, но это уже мелочи. Новый Concept_Two будет еще быстрее и мощнее предшественника. Схема силовой установки осталась прежней: четыре электромотора, по одному на каждое колесо, на осях они попарно объединены в компактные блоки.

У электромоторов задней оси - по собственному двухступенчатому редуктору, у электромоторов передней оси - по одноступенчатому редуктору. Суммарная мощность силовой установки составляет невменяемые 1914 л.с., разгон до 60 миль в час занимает 1,85 секунды. Если оставить за скобками тот факт, что это просто невероятно быстро, можно заметить другой момент: упражнение 0-60 миль в час Concept_Two выполняет всего на 0,05 секунды быстрее, чем Tesla Roadster.

И это неслучайно: согласно инсайдерской информации, хорваты в Rimac даже оперативно перенастроили автомобиль после того, как Tesla опубликовала официальные характеристики нового Roadster, - Мате Римац принципиально хотел обойти Илона Маска! С максимальной скоростью история менее понятная, но пока что - условное очко снова в пользу хорватов: заявленная максималка у Concept_Two составляет 412 километров в час, в то время как у Tesla официально заявлены неопределенные "более 400 километров в час".

А вот по дальности хода Rimac уступает: у Tesla этот параметр заявлен на уровне невероятных 990 километров, в то время как у Concept_Two - 650 километров. Впрочем, такая дальность хода для электрического суперкара такой мощности - тоже весьма внушительное достижение, которое стало возможным благодаря батареям на 120 кВт-ч собственной разработки Rimac. Зарядка от 0 до 80% занимает всего полчаса. Силовая установка собрана в цельном карбоновом корпусе, который интегрирован в карбоновый монокок.

Причина вторая: хорватская электроника. Пока что в это все еще верится с трудом, но Rimac Automobili своими силами разрабатывает и создает практически все электронные системы автомобиля. Моторами, например, управляет фирменная система изменения вектора тяги - блок управления безостановочно отслеживает все ускорения автомобиля по всем направления, воздействующие силы, скорость и пробуксовку колес, и постоянно регулирует момент, подающийся на колеса. Каждая пара "мотор-колесо" работает индивидуально, то есть любое колесо в любой момент времени может получить от 0 до 100 процентов крутящего момента.

Это дает массу преимуществ: автомобиль получается вроде бы полноприводный, но при необходимости тянуть машину может даже одно колесо. Характер управляемости настраивается в широком диапазоне: Concept_Two может уходить в занос в каждом повороте, а может, наоборот, писать траектории как по рельсам. К тому же система изменения вектора тяги заменяет собой практически весь комплекс систем стабилизации, управляя моментом на каждом колесе.

За час езды электроника Concept_Two собирает до 8 терабайт информации, которая обрабатывается 72 блоками управления. Бортовые системы и мультимедийка тоже созданы хорватами самостоятельно. Чтобы продемонстрировать их возможности, в Rimac Automobili придумали очень интересную опцию под названием "персональный гоночный инструктор": в систему можно загрузить карту гоночного трека, и при выезде на трассу машина сама будет подсказывать правильную траекторию и точки торможения.

Ну и кульминация: потенциал под запуск автопилота четвертого уровня, который сейчас уже проходит испытания. Тут уже не обошлось без поддержки компании NVIDIA, которая собаку съела на создании процессоров для автономного транспорта. Автопилот запустят позже, но уже сейчас у Concept_Two есть все ассистенты, составляющие его основу: адаптивный круиз-контроль, система автоматического торможения, система предотвращения столкновений и удержания в полосе. Спросите, зачем такая продвинутая автоматика драйверскому гиперкару? Ответ - в причине номер три.

Причина третья: суперкар - вторичен. Здесь мы подходим к объяснению причин того, как вообще у небольшой компании с окраин Загреба получилось создать технологичный гиперкар. На самом деле, в автомобильной индустрии хорватов знают довольно давно, но не как автопроизводителей, а как разработчиков разнообразных технологических решений и авторов патентов. В числе их клиентов - Koenigsegg, которому они поставляют батареи для гиперкара Regera, и Aston Martin, который использует аккумуляторы Rimac для своего проекта Valkyrie.

Клиентура Rimac Automobili по большей части скрыта пеленой коммерческих тайн, однако мне точно известно, что с хорватами работают компании Brembo и Magna. Кроме того, основатель компании Мате Римац в ходе презентации Concept_Two пошутил, что ему приятно находиться в одном зале со своими клиентами. Соседями Rimac Automobili в павильоне были Mercedes-Benz, BMW, McLaren, Peugeot, Volvo, Jaguar Land Rover и Tata - любой из этих вариантов вполне неплох.

На этой деятельности Rimac Automobili зарабатывает, а суперкары использует буквально как передвижные демонстрационные стенды, пичкая их всеми технологиями, которые только могут предложить автомобильной индустрии. Такую задачу выполнял их первый Concept_One, эта же миссия возложена и на новый Concept_Two.

Именно поэтому хорваты могут себе позволить создавать по-настоящему крутые гиперкары, не скупясь на использование технологий, дорогих материалов и продвинутой электроники - Concept_Two призван стать самым крутым электрическим гиперкаром в мире, независимо от того, будут ли его покупать (хотя, сдается мне, еще как будут). С другой стороны, по этой же причине Rimac Automobili не планирует выпуск массовых народных моделей - им это просто не интересно.

Причина четвертая: у Rimac Automobili слова с делами не расходятся. Первый раз в стенах компании Rimac мне довелось побывать в 2015 году, и тогда маленькая хорватская компания своими амбициями на фоне скромного производства ничем не отличалась от десятков других "гаражных" марок, которые рано или поздно исчезают. Rimac Automobili занимала тогда площадь размером с небольшой дилерский центр, а вот амбиции... Уже тогда был готов дизайн-проект Rimac Concept_Two (фотографировать не разрешили), хорваты заверили, что скоро купят еще одно здание, привезут автоклав, будут сами делать абсолютно все карбоновые детали, организуют сборочную линию и выпустят 150 суперкаров.

Тогда все это звучало наивно, но... в 2016 году у них появилось новое здание, в 2017 году - куплен автоклав, создана сборочная линия, нарисовались некие китайские инвесторы с 30 миллионами евро. В 2018 году - представлен Concept_Two, и он действительно будет выпущен тиражом в 150 экземпляров.

Первый суперкар Rimac Concept_One был представлен в 2011 году. Тогда в Rimac работало от силы человек десять, а проводку в выставочном образце автомобиля помогала прокладывать секретарша. Сейчас, спустя семь лет, секретарша стала операционным директором, на компанию Rimac Automobili работает 350 человек, у хорватов - целый пул клиентов и инвесторов. Другими словами, они не дают пустых обещаний и действительно добиваются тех целей, что ставят перед собой. С учетом того, что капитализация компании и интерес инвесторов только растут из года в год, хочется верить, что потенциал у Rimac Automobili очень велик, и они еще не раз удивят автомобильную общественность, а уж Concept_Two однозначно доберется до дорог общего пользования.

Причина пятая: наконец, это просто красиво. Дизайн электрических суперкаров Tesla Roadster и Rimac Concept_Two объединяет один факт: функциональность. Но если Tesla вышла красивой, но относительно простой внешне, то Rimac получился весьма замороченным по части аэродинамики. Это неудивительно, ведь у него целых семь независимых контуров охлаждения для силовой установки, батарей и блоков электроники, так что набегающими потоками воздуха разбрасываться просто так не стоит.

В результате у него оптимизированная аэродинамика днища, огромные воздухозаборники в капоте, широченные воздухозаборники на боках, и даже колесные диски сделаны особым образом, для максимально эффективного охлаждения тормозов. И все эти дополнительные изгибы, выштамповки, обводы и зевы воздуховодов делают Concept_Two крайне эффектным.

Интересная дизайнерская деталь прячется на задних крыльях, прямо перед колесными арками. Окончания воздухозаборников прикрыты карбоновыми элементами в форме галстука - этот элемент одежды, как считается, был создан в Хорватии. Венчает все это аэродинамичное великолепие адаптивное антикрыло, которое меняет угол атаки в зависимости от условий движения, а при замедлении с большой скорости встает вертикально, работая как воздушный тормоз.

Слабым местом прошлого Concept_One была кабина: процесс посадки в салон выглядел абсурдно, видимость была как в танке из-за очень узкого ветрового стекла и низкой крыши, да и вообще внутри было очень тесно. На Concept_Two это исправили: суперкар очень широкий (почти 2 метра), и чтобы облегчить посадку, в Rimac Automobili решили использовать двери в стиле "крыльев бабочки": они открываются вперед и вверх, захватывая фрагмент крыши, и садиться стало проще. Сам салон стал гораздо просторнее и соответствует стандартам автомобилей класса "Гран Туризмо". У Concept_Two есть даже небольшой багажник, хотя Римац признается, что с удовольствием от него избавился бы, будь на то его воля: дело в том, что даже электромоторы на Concept_Two выглядят эстетично, и на них было бы здорово любоваться через заднее стекло.

Вот такой получился у хорватов гиперкар. Впереди, конечно, еще много работы: Concept_Two должен пройти еще огромное количество тестов и испытаний, а потом - и сертифицироваться для выхода на рынок. Правила сертификации, по словам Мате, ужесточились: теперь даже мелкосерийные автомобили приходится бить на краш-тестах по-настоящему, а не ограничиваться компьютерным моделированием. Цена Concept_Two пока не объявлена, но она будет весьма внушительной: уже сейчас хорваты признают, что он будет стоить заметно дороже предыдущего Concept_One, который стоил более полутора миллионов евро.