Полина Евсенина: «Важно находиться на одной волне с учениками — тогда будет проще донести до них необходимую информацию»

Полина Евсенина, 17 лет, ученица 11-го класса лицея № 4 города Рязани. Решила стать преподавателем английского языка и продолжить семейную династию: ее бабушка — директор педколледжа, заслуженный учитель России. Девушка видит себя самым добрым и понимающим педагогом, разговаривающим с учениками на одном языке. Она готова к трудностям, поскольку знает способы их преодоления. Считает, что учительский труд достоин более высокой оплаты, а сам учитель — большего уважения. Поэтому рада, что есть национальный проект «Образование», принятый в интересах отрасли и ее представителей.

Полина Евсенина: «Важно находиться на одной волне с учениками — тогда будет проще донести до них необходимую информацию»

— Я очень горжусь тем, что все 11 лет учебы прошли в стенах лицея № 4. Моей первой учительницей была Зинаида Викторовна Климентовская, которая навсегда останется в моем сердце. Она подарила любовь и уважение к Родине, развила интерес к русскому языку и литературе. Я очень благодарна Зинаиде Викторовне не только за знания, но и за коллектив, который ей удалось сплотить, ведь мой класс является одним из самых дружных.

Училась я всегда хорошо, стремилась учиться на отлично. Страсть к гуманитарным предметам осознала еще в 4-м классе, когда с трудом получила заветную пятерку по математике в последней четверти и закончила финальный класс начальной школы на отлично.

Сейчас я учусь намного лучше, чем в средней школе, планирую закончить школу настолько хорошо, насколько будет возможно. Моим любимым предметом всегда была литература, но в 10-м классе я отдала предпочтение обществознанию.

Мои увлечения часто менялись, но я всегда очень любила школьные постановки и мероприятия, в которых активно участвовала. Раньше большую часть моей жизни занимало волонтерство. К сожалению, из-за подготовки к экзаменам мне пришлось прекратить эту деятельность, но я надеюсь, что когда-нибудь обязательно продолжу. Впрочем, занятость не мешает мне помогать людям, которым требуются поддержка и помощь сейчас.

Ваши преподаватели рассказали, что вы хотите стать учителем английского языка.

— Мне всегда был очень интересен английский язык, ведь так здорово иметь возможность общаться с людьми из других стран, которые не знают русский! Я поставила себе цель как можно лучше выучить английский. У меня в планах — вывести свои знания на максимальный уровень, а в дальнейшем — учить и заражать этой любовью к языку других людей!

Насколько я знаю, вам очень нравится еще и китайский язык.

— Я обожаю китайский язык, ведь это язык будущего! На мой взгляд, люди, знающие китайский как иностранный, — настоящие герои, ведь это очень сложный язык. Я пока не владею китайским, но планирую выучить его, чтобы иметь еще больше скиллов для успешной жизни. В университете, куда я планирую поступать, даже есть направление для изучения этого языка, постараюсь не упустить такую возможность.

За границей уже бывали? В том же Китае…

— Я бывала во многих странах, но в Китае — пока нет. Надеюсь, во время учебы в вузе мне удастся осуществить свою мечту. Выезд за рубеж — отличный способ попрактиковаться в изучении языка. Общение с местными жителями очень помогало мне не бояться разговаривать на английском, даже если я делала ошибки.

В школе далеко не все дети любят иностранный язык. Одни считают его сложным, другие — ненужным. Что вы на это возразите?

— Иностранный язык — это огромные возможности. Его знание может помочь вывести трудовую деятельность на международный уровень, а там уже ждут другие вершины. Возможно, многие ученики считают изучение иностранных языков тратой времени только потому, что их не смогли как следует заинтересовать. Именно поэтому я хочу стать учителем, который изменит мнение части ребят об иностранных языках.

Изучение иностранных языков в школе очень важно: детям проще воспринимать информацию, они быстрее запоминают правила и слова. Проблема в том, что большинство учащихся не видят в этом смысла, хотя он определенно есть. Многие осознают нужность иностранных языков, только став взрослыми, но мозгу уже сложнее впитывать информацию, а времени катастрофически мало из-за ежедневной рутины.

Языки дают возможности в развитии не только на территории своей страны, но и за ее пределами. Также они позволяют общаться с иностранцами, изучать их жизнь, культуру, традиции. Как говорят, лучше там, где нас нет. А вы пробовали узнать об этом из первых уст? Со знанием иностранных языков вы буквально стираете границы в своей голове, открываете мир новых возможностей.

В вашей семье вы будете учителем в первом поколении?

— Нет. Моя бабушка Марина Ивановна Денисова — директор Рязанского педагогического колледжа. Всю жизнь бабуля посвящает педагогике и детям, и это приносит ей настоящее удовольствие. Я без сомнения могу сказать, что Марина Ивановна — на своем месте, ведь ее невозможно представить без руководящей должности, без работы с учителями и учениками, без самых смелых идей. Сколько бы наград и званий она ни получала, одно из которых «Заслуженный учитель России», самым главным всегда будет «Моя бабушка»!

С раннего детства, глядя на бабушку, я думала, что быть учителем очень интересно. Эта работа всегда наполнена событиями и эмоциями. Однако нельзя просто взять и стать педагогом — надо искренне хотеть и понимать, что именно этого просит твоя душа.

Окончательно я приняла решение в конце 10-го класса благодаря моей учительнице по истории и обществознанию Любови Геннадьевне Ворониной. Я не видела ранее таких преподавателей, такой отдачи и любви к своему делу! Любовь Геннадьевна буквально заразила меня педагогикой. Я поняла, что хочу быть похожей на нее, чтобы моим ученикам было также интересно слушать и понимать то, о чем я стану им рассказывать.

Среди родителей, друзей не нашлось тех, кто попытался переубедить вас?

— Члены семьи полностью поддерживают мой выбор, ведь они знают, как для меня важно поступать по зову сердца. Многие друзья, напротив, не понимают, считая, что сейчас есть множество новых и перспективных профессий, в пользу которых можно было бы сделать выбор. Но они забывают, что если не будет учителей, то некому будет учить детей даже самым простым истинам. Ведь как человек сможет стать инженером, если у него нет даже базовых знаний?..

Вы упомянули о том, что уже определились с вузом, в котором хотите учиться.

— Я планирую поступить в Рязанский государственный университет имени Есенина. Во-первых, он находится в моем родном городе, который я совсем не хочу покидать. Во-вторых, это один из лучших гуманитарных вузов, где есть направление, на которое я собираюсь пойти. Также я слышала много положительных отзывов от авторитетных знакомых, которые очень довольны выбором учебного заведения.

Какие качества в учителе вы считаете самыми главными? Существует ли для вас эталон педагога?

— Я считаю, что самое важное для учителя — искренне любить выбранное дело. Если ты на своем месте, то очень легко сможешь заинтересовать учеников. Также среди самых важных качеств — доброта, честность, милосердие, отзывчивость, стремление к самообразованию. Как говорит моя учительница по английскому языку Светлана Олеговна Баранова, «учитель перестает быть учителем, когда прекращает учиться сам». Мне кажется, что нет идеальных педагогов: люди не совершенны, но во многих моих преподавателях соединяются одни из самых лучших учительских качеств!

Есть учителя (не обязательно в вашей школе), которые дают вам мастер-классы будущей профессии? Либо такие мастер-классы вы берете сами, наблюдая за работой этих педагогов со стороны?

— Я очень люблю наблюдать за учителями со стороны, пытаюсь посмотреть на учебный процесс их глазами. Могу сказать, что иногда педагогам действительно непросто. Очень радуюсь, когда вижу их горящие глаза. Тогда особенно приятно слушать и внимать все, что они дают. Думаю, что попрошу кого-то из своих преподавателей провести для меня мастер-класс профессии.

Вам самой еще не приходилось выступать в роли учителя?

— В старшей школе мы часто проводим уроки-дублеры, заменяем учителей на привычных занятиях, а иногда придумываем свои уникальные уроки, чтобы расширить кругозор детей средней и начальной школы. Я чувствую, что им интересно меня слушать. Мне удается найти с ребятами общий язык: стараюсь быть с ними на одной волне, тогда они понимают то, о чем я рассказываю. Всегда очень волнительно проводить такие уроки, но при виде заинтересованных лиц детей все волнение уходит. Это очень ценный опыт, ведь чем раньше мы его получаем, тем увереннее становимся в жизни.

А каким вы представляете себе первый урок в качестве дипломированного педагога? Как будете к нему готовиться? Попросите совета у старших коллег, благословения бабушки?

— Это будет самый запоминающийся и самый волнительный урок в моей жизни. Думаю, что буду долго и ответственно готовиться и советоваться с авторитетными учителями. Но главный совет, который я себе дам, — успокоиться перед входом в класс и быть уверенной в своих силах.

С учениками будете строгой или не очень?

— Я вижу себя самым понимающим и добрым учителем. Быть злой и требовательной — не про меня. Возможно, подобные методы работают, но в жизни и так много негатива, поэтому я не вижу смысла запугивать детей в школе. Моей целью будет обеспечить комфортный образовательный процесс, чтобы всем было хорошо и спокойно, без нервов.

На мой взгляд, очень важно быть современным учителем. Например, уметь работать с техникой и внедрять в преподавание новые технологии. Детям интересен интернет — значит стоит объединить их интересы с учебой. Нужно находиться на одной волне с учениками — тогда будет проще донести до них необходимую информацию. Нельзя отрицать реалии сегодняшнего дня. Учителю важно сочетать в себе ответственность, собранность, уверенность, искренность, доброту, отзывчивость и любовь к своему предмету.

Вы наверняка слышали про национальный проект «Образование», от реализации которого зависит дальнейшее развитие отрасли. По вашему мнению, какие задачи, сформулированные в этом документе, необходимо решать в первую очередь?

— Задачи, связанные с увеличением заработной платы и повышением престижности труда учителя. Материальная составляющая и сложность профессии отпугивают молодежь от поступления в педвузы. На плечах учителей лежит огромная ответственность — взращивать поколения образованных детей, а это не все способны делать. Наверное, многое зависит от самих учителей: если они смогут заразить своей любовью к педагогике ребят в школе, то появится большая вероятность того, что выпускники захотят пойти в педагогические учебные заведения. Таким образом, профессия учителя вновь станет одной из самых почетных.

Лично вы не боитесь столкнуться с перечисленными трудностями?

Боюсь столкнуться с трудностями, но если они есть, значит, ты на верном пути. Ничего не бывает просто, во всем есть свои нюансы, главное — не отчаиваться и помнить, что за черной полосой идет белая, а все сложности временны. Стоит лишь захотеть дать трудностям отпор.

Фото: архив героя.

Это проект журнала «Российское образование» «Осознанный выбор, или Кадровое подкрепление для российского образования»: о старшеклассниках из разных городов страны, решивших посвятить себя работе учителями. Расскажите о нашем герое друзьям, поделитесь этим текстом в своих соцсетях.

#Российскоеобразование #образование #осознанныйвыбор #кадры #молодыепедагоги #учителяXXIвека