«Путь Героини», или почему место женщины не обязательно на кухне.

10.03.2018

В предыдущей статье мы ознакомились с «Путём Героя», и тут бы мне успокоиться и переключиться на другие темы… Но моему взору предстала другая работа американского психолога Морин Мёрдок «Путь Героини». На первый взгляд может показаться, что это «те же яйца, только в профиль». Да, женщина-герой тоже проходит испытания, тоже в конце истории обретает целостность. Вот только женские желания и потребности отличаются от мужских, что не может не сказаться на самих историях.

Путь Героини

Стадия 1: Дистанцирование от женских обязанностей

Странствие героини начинается с восприятия женских стереотипов, эмоциональности, слабости, зависимости и чувствительности как ретроградных и унизительных факторов жизни. Она отделяется от архетипа Богини, символизирующего женское начало. 

Стадия 2: Отождествление с мужскими функциями

Отделившись от архетипа женщины, героиня ищет наставника, который окажет ей помощь в мире, подчинённом мужчинам. Наставник — это прямая функция архетипа мудреца.

Стадия 3: Путь испытаний

На этом этапе героиня, как и герой-мужчина, ступает на тропу испытаний. Здесь ей предстоит встретиться со своим Анимусом и интегрировать его архитипические сильные стороны: рациональность, отвага, стойкость и решительность. Усвоив эти сильные стороны Анимуса, героиня преодолевает женские слабости («фальшивые мифы» по Мёрдок): миф о неполноценности женщин, миф о романтической любви, миф о зависимости. Архетипически разоблачение этих мифов часто показано как уничтожение монстров..

«Миф о романтической любви — тот самый миф, который присутствует в сказках и рассказах о принцессах. Данный миф рассказывает впечатлительным девочкам о том, что однажды явится прекрасный принц и разбудит их поцелуем. Он посадит их на своего белого коня и увезет с собой, решив все проблемы и заботясь о них всю последующую жизнь. Рыцарь в сияющих доспехах — не монстр, а иллюзия. Для героини иллюзия о том, что существует мужчина, который решит все ее проблемы, более опасна, чем самый ужасный монстр. Поверив в подобную иллюзию, героиня возвращается к началу своего путешествия. Она перестает быть современной героиней и становится традиционной девушкой, оказавшейся в бедственном положении»

Стадия 4: Иллюзорный успех

В какой-то момент героиня может почувствовать, что победила. Но это ложное впечатление, которую Мёрдок называет «мистической верой в супер-женщину». Суть в том, что героиня находится в ложной уверенности, полагая, что она может быть одновременно и королевой женского мира, и победительницей в мужском мире (т.е. быть одновременно ультрапрофессионалом в своём деле и замечательной мамой дома).

В конечном итоге, героиня приходит к осознанию того, что она всего лишь человек. К осознанию того, что необходимо чем-то жертвовать.

Стадия 5: Сильные женщины могут сказать «нет»

Героиня, осознав, что находится во власти «мистической веры в супер-женщину», стремится ограничить свои амбиции. Она учится говорить «нет» некоторым претендентам на её время и внимание.

Героиня встречается с воплощением мужской требовательности — архетипом Короля. Она должна противостоять ему. В жизни часто в роли такой фигуры могут выступать начальник, муж, возлюбленный.

Стадия 6: Посвящение и спуск к богине

В определенный момент своего странствия героиня снова встречается с архетипом Богини, от которого она отделилась на первой стадии.

Стадия 7: Настойчивое желание воссоединиться с женским началом

Эта встреча пробуждает в героине осознание утраты важнейшей части своей женской личности, посвятив себя достижению успеха в мужском мире. Желание воссоединиться со своим женским началом символизируется потребностью встречи с архетипом Анимы и интеграцией с ней (Анимой). Для многих героинь это этап повторного пробуждения любви, секса и страсти.

Стадия 8: Исцеление раскола между матерью и дочерью

В модели Мёрдок окончательное воссоединение героини с матерью-богиней происходит с помощью посредника — символического олицетворения наследственной женской мудрости и искусства исцеления, воплощенных в архетипе «бабушки-паучихи». Бабушка — добрый персонаж, это женщина, понимающая потребности, как матери, так и дочери и, следовательно, самый лучший целитель раскола между ними.

На этой стадии происходит признание в себе черт матери, которые не повергают в ужас. Приходит осознание себя как продолжения матери, что не означает полной тождественности с ней.

Стадия 9: Исцеление израненного Анимуса

На этом этапе Героиня замечает, что её Анимус тоже нуждается в заботе и внимании. Подвиги и битвы на социальной арене не прошли для него незаметно: он устал, обессилен и изранен. Ему тоже нужна её помощь.

Стадия 10: За пределами двойственности

Героиня осознаёт, что необязательно противопоставлять свои маскулинные и феминные (читай, мужские и женские) черты. Можно жить, принимая в себе обе эти части.

Интеграция архетипа противоположного пола равноценна священному браку, результатом которого является «рождение божественного ребенка». Будучи воплощением как женских, так и мужских черт характера, полностью развившаяся героиня является «хозяином двух миров».

Согласно Юнгу, мифологическим архетипом, олицетворяющим психологическую двуполость, является гермафродит — распространенная в мифах и снах фигура. Архетип гермафродита воплощает собой ощущение личной завершенности, которое распространяется «за пределы двойственности», так как он/она является одним персонажем, не двойственностью, а единичностью, единым целым.

Для Мёрдок принципиальным символом на последней стадии является круг. В качестве «жизненной перспективы» круг всеобъемлющ. Он является воплощением вечного жизненного цикла, концентрической сферой человеческих взаимоотношений и возрождением, совершающимся в утробе.

Вместо послесловия…

Мне показалось прикольным рассмотреть архетипические пути Героя (как мужчины, так и женщины) с разных сторон. Ведь путь Героини имеет свои особенности, отличные от Пути Героя. Возможно, девушкам, читающим эту статью это окажется полезным.

А я, закрыв очередной гештальт, пошёл смаковать своим головным мозгом порцию дофамина :)