Общественная норма и личностная свобода

18.09.2017

Что такое норма и каким образом она может отразиться на личностной свободе? Насколько свобода может быть негативна, а насколько позитивна? Как между собой связаны свобода и потребности человека? Ответы на эти и ряд других вопросов автор попытается дать в этой статье.

Человеку с детства навязывают определенную шаблонную модель поведения, которой он непременно должен следовать и которая является так называемой нормой. Но если в одном обществе, как правило, ограниченном рамками определенного государства или этноса, то или иное явление принято называть нормой, то для другой социальной группы, данное явление может быть вовсе неприемлемо или, как минимум, вызывать недоумение. Так, в ряде мусульманских стран практикуется многоженство, что не принято в славянской традиции, как по законодательным, так и по историко-культурным причинам. Другим примером может быть отсутствие моратория на смертную казнь, что для многих цивилизованных стран в наш век является неким проявлением негуманности и «средневекового» поведения. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что норма – это приемлемая модель поведения в конкретном обществе, сложившаяся под влиянием культурно-исторических процессов.

Говоря о норме, нельзя не упомянуть о так называемом «окне Овертона». Это модель в политической философии, призванная объяснить направление государственной политики через зависимость от общественного мнения: из всех возможных вариантов политики на уровне государства поддерживаются лишь те, которые попадают в определенный промежуток на спектре— «окно Овертона». Теория предложена бывшым вице-президентом Макинского центра публичной политики Джозефом Овертоном. Считается, что государство не будет предпринимать ту политику, которая отвергается большинством населения с целью сохранения лояльности избирателей. Однако общественным мнением можно манипулировать, сдвигая окно Овертона в ту или иную сторону на континууме. Оценка приемлемости той или иной идеи представлена шестью составляющими: немыслимо, раподдикально, приемлемо, разумно, популярно, норма. В этой связи окно Овертона может выступать механизмом внедрения в общественное сознание какой-либо идеи, изначально кажущейся неприемлемой, но в итоге становящейся политической нормой. Примером такого внедрения могут быть фашизм, национализм, гомосексуальные браки и т.д.

Понятие Окно Овертона подается в этой статье как призыв к пониманию того, насколько СМИ влияют на конкретного индивида и общество в целом, а также к умению непосредственно распознавать и противостоять механизмам манипуляции. Иными словами, автор пропагандирует критическое мышление и трезвый анализ, полученной из различных источников информации, вместо ее безоговорочного принятия за чистую монету. Как вы видите, это тоже своего рода пропаганда, только занимающая противоположную позицию на континууме «думающий человек – недумающий». Выбор за каждыми из нас.

Через СМИ человеку можно внушить ту или иную модель поведения, образ мышления и систему ценностей. Причем это внушение зачастую ведется не напрямую, а в достаточно завуалированной форме. Напрямую телезрителю не скажут «делай так, рассуждай так, покупай то». Механизм скрытой пропаганды направлен на то, чтобы человек как бы сам для себя открыл приемлемой ту или модель поведения, захотел приобрести какой-то товар. Кстати, на счет товаров: человек, поддавшийся на красивую рекламу, приобретает те вещи, которые ему, по сути, и не нужны, тем самым окутывая себя некой иллюзией счастья. Так что следующий раз, принимая то или иное убеждение, за свое собственное, задумайтесь – действительно ли оно принадлежит вам.

Существует мнение, что даже если человек и умеет распознавать пропаганду, он все равно на нее поддается. Попытаемся разобраться почему так происходит. Задумайтесь, легко ли доказывать или просто презентовать свою точку зрения, если ты находишься в меньшинстве?! Здесь мы подходим к понятию «Спираль молчания». В двух словах – это теория, согласно которой, человек с мнением, отличным от большинства, вероятнее всего оставит его при себе под угрозой непонимания или изоляции. Поэтому человек стоит перед выбором: идти по течению или против него. Сама теория затрагивает куда больший спектр понятий, нежели молчание или немолчание, и является предметом изучения психологии, социологии, политологии.

Что руководит человеком, что побуждает его к действию? Ответим, прибегая к идеям австрийского психолога Альфреда Адлера - человеком правят комплексы!

В настоящее время у многих людей отсутствует комплекс тупости. Стремление к знаниям встречается у весьма небольшого количества населения. Сейчас для молодежи больший страх представляет возможность выглядеть «не должным образом» в глазах окружающих не в связи с низким уровнем знаний, а, к примеру, в связи с несоответствием стиля одежды или модели телефона с бытующей в настоящее время модой. Обучение в университете стало легкодоступным (были бы деньги) и, как следствие, утратило былую престижность. Диплом о высшем образовании не является неопровержимым показателем знаний. Люди, действительно занимающиеся образованием, для многих компаний становятся объектом насмешек. Вместо уважения или хотя бы лояльности, они вынуждены констатировать их неприятие обществом.

Если анализировать некоторые как отечественные, так и иностранные телесериалы, то можно найти ответ на вопрос - почему у людей отсутствует комплекс тупости. В ряде сериалов героями выступают откровенно безграмотные персонажи. Хороший пример для подражания – как считаете?! Человек, если не осознанно, то на бессознательном уровне будет ориентироваться на ту модель поведения и систему ценностей, которую ему презентуют СМИ в частности и его окружение в целом. Логика такова: «зачем мне образование, когда вокруг еще большие идиоты есть?». Какой сейчас процент познавательных программ на телевидении, а сериалов и бессмысленных фильмов? Понятно: спрос рождает предложение. Телевидение напрочь убивает появление собственного мнения, преподнося готовые, а главное «правильные» установки и мнения, при этом забивая эфир новостными и веселительными программами.

Продолжая тему системы ценностей, хочется обратить внимание на так называемую подмену понятий. Когда происходит переиначивание понятий дружба, любовь, нравственность и они обретают новый смысл. Подробно остановимся на понятии любовь. Отношения все чаще носят рыночный характер. Человек выставляет себе как товар, который он желает максимально выгодно «продать». Любовь сводится к сексу. Отношения приобретают характер манипуляций, и на замену искренним чувствам приходит эгоистический расчет. Под расчетом следует понимать отношения, обусловленные на нежелании выглядеть ущербным в глазах окружающих, тем самым теряя «социальные баллы», на страхе перед одиночеством или стремлении удовлетворить либидо. И данная тенденция характерна для представителей для обоих полов. Искренняя влюбленность сейчас представляет определенную опасность, ибо существует большой риск быть использованным и обманутым.

Исходя из вышесказанного, может сложиться впечатление, что интеллектуально развитые люди государству не выгодны. Ведь недумающими и людьми проще управлять. В этой связи высказывания Йозефа Геббельса: «Худший враг любой пропаганды — интеллектуализм» и «Дайте мне средства массовой информации и я из любого народа сделаю стадо свиней» становятся особо актуальными. Если читатель нашел вышесказанное антиутопическим, то, как и любая антиутопия, оно несет в себе некое предостережение и почву для размышлений. Насколько данное предположение имеет связь с действительностью – этот вопрос остается для рассуждений читателей.

Мышление означает свободу; свободу жизни не по тем шаблонам, которые человеку навязаны извне. Но не каждый человек жаждет обрести свободу, некоторые ее страшатся. Некоторым оказывается проще приспособиться к бытующим в обществе нормам и правилам. Человек с отличным от большинства мировоззрением часто становится в определенном смысле изолированным. У Эриха Фромма на этот счет есть, как по мне, очень точное высказывание: «Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств; точно так же товар, который нельзя продать, ничего не стоит, хотя и обладает потребительной стоимостью. Таким образом, уверенность в себе, "чувство собственного достоинства" превращаются лишь в отражение того, что думают о человеке другие». В этой связи у такого человека может возникать фрустрация, депрессия, чувство собственной ущербности, непривлекательности в глазах окружающих, одиночества и т.д. и т.п.

Следует различать физическое и психическое одиночество. Психическое одиночество носит субъективный характер. Здесь все зависит от восприятия и мышления конкретного индивида. Затворник в кельи, видящий конкретную цель и смысл в своей обособленности, не будет испытывать одиночества, в то время как человек, постоянно пребывающий в обществе, имеющий друзей, знакомых, любимого человека, вполне может ощущать себя одиноким. Можно быть одиноким на внешнем физическом уровне, но гораздо опаснее быть одиноким внутренне, не имея ощущения ментальной связи с другими людьми, Вселенной, идеей. Если не воспринимать собственное одиночество в негативном ключе, оно может стать отличной площадкой для саморазвития.

Становление себя как личности - именно уникальной во всех смыслах личности – это длительный и сложный процесс, но имея конкретную цель и намерение, человек в состоянии преодолеть любые трудности. Одним из результатов такого развития может быть ранее упомянутая свобода. Согласно гуманистической теории личности Абрахама Маслоу, автономного и независимого от окружения человека, можно назвать самоактуализирующейся личностью. Но такое определение будет не то, чтобы неправильным, но не достаточно исчерпывающим. Для самоактуализирующейся личности характерны ориентация на реальность; принятие себя и окружающих такими, какими они есть; свежесть восприятия и нестереотипная оценка людей и событий; высокий общественный интерес; демократичность; глубокие, эмоциональные отношения; философское (не агрессивное) чувство юмора; большой творческий потенциал и креативность; сопротивление подчинению культуре и среде.

Маслоу предложил систему потребностей человека, которые он представил в виде пирамиды, организованной иерархически с учетом доминирования мотиваций. Самоактуализация занимает в ней последнюю ступень и достигается лишь небольшим процентом людей. Все потребности можно разделить на две группы: дефицитарные, или Д-потребности, и бытийные, или Б- потребности. К Д-потребностям относят физиологические (голод, жажда, сон) и потребности в безопасности. Потребность в любви и принадлежности, как и сама любовь, может быть дифицитарной и бытийной. Дифицитарная любовь эгоистическая, для себя, направленная на компенсацию недостатка защиты, уважения, самовосприятия. Бытийная – альтруистическая, направленная на поощрение и скрашивание жизни другого человека. К Б-потребностям относят самоуважение и самоактуализацию; их еще называют высшими потребностями.

Маслоу считал, что для осознания и реализации высших духовных потребностей, сперва должны быть более или менее реализованные базовые потребности. Однако, у людей с очень высоким творческим потенциалом и высокими духовными идеалами может иметь место перестановка в пирамиде потребностей. Иными словами, духовные потребности могут занять доминирующую позицию, при игнорировании удовлетворения базовых потребностей. Исходя из доминирующей группы потребностей, выделяют дифицитарный и бытийный стиль жизни. Д-жизнь направлена на удовлетворение биологических потребностей и требований окружающих (семьи, работы), она рутинна и монотонна. Б-жизнь – это реализация творческого потенциала.

Невозможность реализовать ту или иную потребность, например, сексуальное влечение, чревато возникновением различного рода неврозов. По Фрейду, чтобы уменьшить тревогу, Эго прибегает к защитным механизмам. Это - вытеснение, проекция, рационализация, регрессия, проекция, сублимация и т.д. Сублимация представляет собой единственный адекватный защитный механизм, который подразумевает перенаправление либидо на социально-приемлемые виды деятельности. Именно сублимация сексуального влечения способствует развитию творческого потенциала. Данному механизму психологической защиты человечество обязано за возможность «притронуться» к работам выдающихся композиторов, писателей, художников, поэтов, музыкантов, ученых и т.д.

Стоит внести ясность в понимание термина либидо. Если Фрейд понимал под либидо секуальное желание, которое является движущей силой большинства, если не всей психических процессов и поведений. То Карл Юнг рассматривал либидо в более широком представлении, считая, что человеком правят другие силы, а сексуальность является лишь одной из них. Чтобы не утомлять читателями долгими и сложными определениями, определим либидо как психическую энергию, приводящую в действие человеческую машину.

Задумайтесь, сколько людей в детстве и юности мечтали реализовать себя в той или иной творческой или научной деятельности, но в итоге это осталось лишь мечтой. Не потому что не смогли, а потому, что общество просто отбило у этих людей все желание. Постоянные «делай так, а не так», искусственно создаваемые рамки, за которые нельзя выйти и навязывание «правильного» образа мышления – все это отбивает желание к действию.

В завершении хочется отметить, что как и все наши чувства, чувство свободы носит субъективный и двойственный характер. В данной статье особый акцент был сделан на свободе выбора жизненных целей и приоритетов. Человек рано или поздно становится перед выбором: идти ранее намеченными шаблонными путями, становясь конформным и адаптирующимся, либо же действовать автономно, обретая максимальную свободу и возможность для самореализации. Так или иначе, человек что-то ставит в жертву. Что именно это будет – зависит от выбранного пути.

Источник: http://psychojournal.ru/article/245-obschestvennaya-norma-i-lichnostnaya-svoboda.html