Нереализованные проекты германских линейных крейсеров и быстроходных линкоров периода Первой Мировой Войны

18.09.2017

Ранее я уже выкладывал проекты германских линкоров периода Первой Мировой. В этой статье речь пойдёте о линейных крейсера и о проектах так называемых быстроходных линкоров, которые должны были собой заменить сразу два класса кораблей, собственно, линкоров и линейных крейсеров.

Программа Grosskreuzer

Не смотря на то, что в Германии шла дискуссия на тему о том что пора объединить два класса кораблей, линкоров и линейных крейсеров в один класс – быстроходных линкоров, работы над проектами новых линейных крейсеров всё же велись.

На встрече с германским кайзером, руководитель Германского Императорского Военно-морского ведомства Эдуард фон Капелле, представил эскизные проекты броненосных и линейных крейсеров, известных под кодовыми наименованиями как крейсера проекта GK1, GK 2 и GK 3 и линейные крейсера проектов L1, L2 , и L3. На всех проектах в качестве главного калибра были выбраны пушки калибра 380 мм. Средний калибр должен был состоять из шестнадцати 158 мм пушек, по 8 орудий на борт.

По эскизному проекту броненосный крейсер GK1, должен был быть водоизмещением 34 000 тонн и длинной 235 метров. Мощность энергетической установки крейсера должна была составить 110 000 л.с.. С такими машинами крейсер должен был развивать скорость 29 узлов. По проекту GK2 крейсер должен был получиться на много больше:

Водоизмещение – 38 000 тонн;

Длинна – 243 метра;

Мощность машин – 120 000 л.с.

Максимальная скорость – 29,5 узлов.

Эскиз крейсера GK3 имел такие же габаритные размеры, как и крейсер по проекту GK2, однако мощность машин на этом корабле предусматривались несколько меньше – 115 000 л.с. и соответственно, крейсер имел меньшую скорость – 29 узлов. Основное внимание на этих крейсерах было уделено их бронированию.

Эти проекты были внимательно оценены германскими адмиралами. И если фон Капелле склонялся в сторону крейсера проекта GK1, то вот командующему Флотом Открытого моря, адмиралу Рейнхарду Шееру был более по душе проект GK3.

Собственно, консенсуса в вопросе будущего крейсера в Германии не было, всё время шли горячие споры о том, какая же максимальная скорость должна быть у крейсеров, каким должно быть его бронирование. В период с мая по июль 1916 года был разработан очередной, новый проект крейсера – GK 6.

Крейсер имел водоизмещение 26 500 тонн, длину 235 м и такую ​​же защиту, что и крейсер проекта GK 3. Однако Шееру и Германскому Императорскому Военно-Морскому ведомству проект GK6 не понравился. По их мнению, скорость крейсера была недостаточной, а вооружение и бронирование не учитывало опыт Ютланда.

Германские адмиралы предложили инженерам подумать над установкой на крейсер пятой башней с парой орудий 380 мм или, в качестве альтернативы, перевооружить крейсер восемью 420 мм орудиями в качестве главного калибра.

Между тем, тяжёлое военное положение Германии привели к резкому замедлению работ над новыми проектами и сместили окончание их на 1920-21 годы.

Далее предлагаю вашему вниманию общую справочную информацию над всеми проектами линейных крейсеров которые были разработаны в ходе Первой Мировой Войны:

  • Проект GK1, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 19 апреля 1916 г.;
  • Проект GK2, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 19 апреля 1916 г.;
  • Проект GK3 Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 19 апреля 1916 г.;
  • Проект GK6, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 5 июля 1916 г.;
  • Проект GK6a, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;
  • Проект GK7, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;
  • Проект GK8, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;
  • Проект GK8a, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;
  • Проект GK9, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;
  • Проект GK10, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;
  • Проект GK11, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.;
  • Проект GK12, Основное вооружение 8 x 38 см, Дата разработки 1916 г.

Программа Grosskampfschiffe

Оценивая опыт Ютландского сражения, стало очевидно, что корабли должны расти в размерах и дальше. Однако в Германии рост размеров боевых кораблей ограничивали размеры стапелей в Вильгельмсхафене. На этих верфях не возможно было построить корабли больше:

Длинны – 235 м;

Ширины – 31 м;

Осадки – 9,5 м.

Для строительства более крупных кораблей требовались новые стапеля а так же углубления фарватеров в реках Джейд и Эльба.

Однако, эти ограничения не остановили проектные работы. Нужно было понять, хотя бы, до каких размеров требуется увеличение верфей. По предварительным прикидкам стало ясно что будущий быстроходный линкор должен будет иметь водоизмещение, как минимум, на 20 000 тонн больше чем у линейных крейсеров типа Макензен.

Вид сбоку линейного крейсера Макензен. Предполагаемый вид согласно чертежам.

ТТХ:

Водоизмещение:     

Стандартное: 31 000 т

Полное: 35 300 т

Размерения:

Длина: 223 м

Ширина:         30,4 м

Осадка:           9,3 м

Машины:

Мощность:      88 769 л.с. (66 195 кВт)

Привод:          4 паровые турбины , 4 винта

Максимальная скорость:      28 узлов

Экипаж: 1140 человек

Вооружение:           

ГК – 4 × 2 × 350 мм SKL/45

СК – 14 × 150 мм

ПМК – 8 × 88 мм

Торпедные аппараты 5 × 600 мм

Броня:          

Главный пояс: 100-300 мм

Башни: 270 мм

Палуба: от 30 до 80 мм

Башни: 300 мм.

Для этих целей по мнению германских адмиралов лучше всего подходил проект линейного крейсера GK6.

В октябре 1916 года было принято решение о масштабной реконструкции верфей в Вильгельмсхафене, только после этой реконструкции Германия будет способна строить по-настоящему большие корабли. По планам данная реконструкция должна была продлиться 2 года.

В начале 1918 года, в предвкушении окончания реконструкции стапелей, появилось сразу несколько проектов «быстроходных линкоров». Данные проекты получили индексы GK, что обозначает Grosskampfschiffe, и четырёхзначные цифровые обозначения. Первые две цифры после букв обозначали ключевые особенности проектов:

Первые две цифры обозначали водоизмещение в тысячах тонн;

Третья цифра обозначала количество башен главного калибра;

Последняя цифра показывала порядковый номер корабля с такими показателями.

Общей чертой этих проектов и их особенностью являлось то, что на них было принято решение отказаться от мачт таких которые устанавливались на Баерне и планировались для установки на Макензенах, в пользу трубчатых мачт, такого типа который был установлен на линкорах типа «Кронпринц».

Линкор «Кронпринц»

Мачты данной конструкции был легче, а так же имели два пункта управления огнём, оснащённые дальномерами. Так же в проекты были внесены новые 150 мм зенитные орудия. Это стало констатацией факта увеличения значения авиации в морских сражениях.

Что любопытно, не все проекты делались с учётом реконструированных верфей. Несколько проектов было сделано с учётом размера старых стапелей. Правда были и проекты GK 4931 и GK 5031. Их габаритные размеры даже превышали на 40 м длину стапелей Вильгельмсхавена. Одним словом проектов было представлено огромное множество и далее будет беглый обзор наиболее интересных.

Список проектов быстроходных крейсеров представленных в 1918 году:

  • Проект GK 3021, Главный калибр – 2 x 2 x 35 см;
  • Проект GK 3022, Главный калибр – 2 x 2 x 35 см;
  • Проект GK 4021, Главный калибр – 2 x 2 x 42 см;
  • Проект GK 3521, Главный калибр – 2 x 2 x 38 см;
  • Проект GK 4521, Главный калибр – 2 x 2 x 42 см;
  • Проект GK 4531, Главный калибр – 3 x 2 x 42 см;  
  • Проект GK 4532, Главный калибр – 3 x 2 x 42 см;
  • Проект GK 4541, Главный калибр – 4 x 2 x 42 см;
  • Проект GK 4542, Главный калибр – 3 x 2 x 42 см;
  • Проект GK 4931, Главный калибр – 3 x 2 x 42 см;  
  • Проект GK 4941, Главный калибр – 4 x 2 x 42 см;  
  • Проект GK 5031, Главный калибр – 3 x 2 x 42 см;
  • Проект GK 5041, Главный калибр – 4 x 2 x 42 см;
  • Проект L27, Главный калибр – 3 x 2 x 42 см;
  • Проект L28, Главный калибр – 3 x 2 x 42 см.

Проект быстроходного линкора GK 4521.

Проект быстроходного линкора GK 4531.

Проект быстроходного линкора GK 4532.

Проект быстроходного линкора GK 4542.

ТТХ:

Водоизмещение – 45 000 тонн.

Размерения:

Длинна – 240 м;

Ширина – 33,5 м;

Осадка – 10 м;

Вооружение:

ГК – 4 х 2 х 420 мм;

СК – 8 х 150 мм;

Зенитная артиллерия – 4 х 150 мм;

Машины: Паровые турбины

Угольные котлы – 16 шт;

Масляные котлы – 10 шт;

Количество валов – 4 шт;

Мощность – 160 000 л.с.;

Максимальная скорость – 30 узлов;

Бронирование:

Главный пояс – 300-150 мм;

Барбеты – 300-150 мм;

Башни – 350 мм;

Командная рубка – 350-250 мм.

Проект быстроходного линкора GK 4541.

Отличие этого проекта от GK 4542 заключается исключительно в составе машин. Это проект имел не 26 а 28 котлов. И они позволяли развивать ему максимальную скорость, не 30, а 30,5 узлов.

Далее переходим к обзору проектом под кодовым обозначением «L». Это самые последние проекты, которые были представлены до заключения Версальских соглашений.

Проект быстроходного линкора L27.

Проект быстроходного линкора L28.

Резюме.

Собственно на этом можно заканчивать обзор проектов германских кораблей периода Первой Мировой Войны. Какой можно сделать вывод?

Прежде всего, германские инженеры очень чётко уловили тенденцию развития линкоров. Если бы такие корабли были построены то они бы вполне органично смотрелись даже во Вторую Мировую. Скажем так, мощнейший германский линкор «Бисмарк» по своим характеристикам выглядит даже слабее чем проект, скажем GK 4541. Конечно, на корабле нужно было бы серьёзно усилить зенитное вооружение и установить одну или несколько катапульт для запуска гидросамолётов. Но подобные модернизации пережили многие линкоры времён Первой Мировой.

Источник - http://alternathistory.com/nerealizovannye-proekty-germanskikh-lineinykh-kreiserov-i-bystrokhodnykh-linkorov-perioda-pervoi-mir