Всё в порядке!

Вы замечали, как различаются рабочие столы ваших коллег? У одного человека стол прибран, каждый раз перед уходом он протирает пыль, а у другого – две кружки, три блокнота и неизмеримое количество стикеров на мониторе. Притом работают все одинаково. Или нет? Проект Yourlife.pro решил узнать у психолога Ульяны Полянской, с чем это связано, и заодно расспросить, влияет ли беспорядок на креативность, и почему дети абсолютно спокойно живут среди разбросанных игрушек, и им хорошо.

Каждому из нас комфортно в абсолютно разных пространствах: почему-то кому-то нужно, чтобы все было разложено по полочкам, вокруг царил порядок, а кого-то другого не смущает беспорядок на рабочем столе или в шкафу. В действительности дело совсем не в том, что кто-то – щепетильный любитель порядка, а кто-то – разгильдяй, а в том, что все мы по-разному относимся к порядку. Психолог предлагает для начала разобраться в том, что обозначает для нас слово «порядок».

– Что такое вообще порядок? Что значит «навести порядок»? Это значит прийти в пространство и привести его в то состояние, которое будет удобным настолько, что можно перестать думать об этом пространстве и заняться делами. Если человек чувствует право наводить в пространстве свой порядок, это значит, что он владеет этим пространством, чувствует свое право быть здесь – и не просто быть, а быть в комфортных для себя условиях. «Порядок» и «беспорядок» – понятия довольно разные, они не противоположны друг другу, как мы обычно думаем. Это даже не просто градиент, не некая шкала, где на одном конце «порядок», на другом – «беспорядок». Это довольно индивидуальные понятия. Что одному человеку порядок, то другому – хаос и ужас. Конечно, есть общепринятые вопросы гигиены, и я не говорю о случаях, когда на обеденном столе стоит ботинок, а в холодильнике можно найти двести видов плесени. Там уже не беспорядок, а вопиющее нарушение санитарных норм, и большинство людей вряд ли включит подобное в свое понятие порядка. Но кому-то важно, чтобы кружки стояли по размеру, а кто-то не выносит малейших крошек на полу.

Получается, что каждый организует пространство вокруг себя так, чтобы в нем можно было удобно и приятно жить. Только в таких условиях человек может работать, готовить еду, отдыхать с друзьями, смотреть телевизор, создавать что-то новое.

– Творческие способности начнут проявляться именно там, где не будут отвлекать ни лишние разбросанные вещи, ни необходимость без конца и края «вылизывать» свое пространство больше, чем вот этому конкретному человеку на самом деле нужно.

Навести порядок — это значит прийти в пространство и привести его в то состояние, которое будет удобным настолько, что можно перестать думать об этом пространстве и заняться делами.

Гений господствует над хаосом?

Вопрос о связи креативности и творческого беспорядка всегда витает в воздухе, когда мы указываем кому-то на то, что пора привести в порядок свое пространство. Многие из нас в такие моменты слышали рассказы о том, что все творцы жили в вечном беспорядке, а в месте, где все разложено по полочкам, невозможно создать ничего гениального. Можно ли считать беспорядок источником вдохновения и хорошей почвой для развития креативности?

Для начала нужно понимать, что тот образ креативного человека, который мы себе придумали, с точки зрения психологии, очень сужает понятие креативности. Мы привыкли, что креативным может быть фотограф, художник, тот человек, который обязательно необычно выглядит, но это не совсем так. Творческие способности есть и у писателя, и у любительницы вышивать, и у человека, который занимается научной работой. И то, что окружает этого человека, никак не влияет на его креативность. Для создания нового должны существовать возможность и желание сделать что-то по-своему – а для этого человеку нужна некоторая доля смелости, дерзости в хорошем смысле слова. Это уже подводит нас к вопросу самоценности индивида: креативность возможна там, где человек настолько доверяет себе и своим самостоятельно придуманным способам действовать, что спокойно принимает решение испробовать свою идею и продемонстрировать другим.

– Есть мнение, что склонность к порядку и креативность – взаимоисключающие качества. Честно говоря, для меня это звучит довольно абсурдно, примерно так же, как, например: «Те, кто любит носить красное, не могут есть сыр». Конечно, если мы говорим о болезненной склонности к чистоте, которая уже находится на грани зависимости, то там не до креативности, потому что любая зависимость съедает огромное количество энергии. А при низкой энергии придумывать и создавать довольно сложно.

В общем и целом мне кажется, что мыслительные и творческие способности вообще не определяются порядком. Чтобы что-то сотворить, надо вообще отвлечься от мыслей о порядке и думать над совершенно другими вопросами. А это значит, что пространство должно быть удобным для человека настолько, чтобы его не отвлекать. Кого-то будут раздражать разбросанные на рабочем столе бумаги, и пока он их не приберет, он не придумает логотип для заказчика. А кто-то будет чувствовать себя неуютно в идеально прибранном пространстве, в котором нужно, как в том анекдоте, открыть шкафчик, вытащить из шкафчика коробочку, открыть коробочку, вытащить из коробочки пенальчик, открыть пенальчик, вытащить из пенальчика ручку – и только тогда уже начать записывать пришедшую в голову идею.

Убери в своей комнате

На самом деле взрослых людей не особо волнует, как выглядит рабочий стол у их коллеги, и всегда ли вымыта посуда у друзей. С детьми все иначе: с ребенком мы делим одну территорию и, конечно, стремимся к тому, чтобы все игрушки были сложены, а вещи висели в детском шкафу. Вопросы воспитания всегда даются нелегко, а противостоять потоку информации о том, что строгий порядок негативно сказывается на развитии образного мышления, становится все сложнее.

Дети каждую минуту живут и развиваются в процессе игры, а игра требует своего порядка. Вспомните свое детство: строили вы сказочный город из спичечных коробков, бумажек и обрезков ткани. Строили-строили, на полчаса отвлеклись – и тут пришла мама и вымела «этот мусор».  Для нее ваш город был страшным беспорядком, а для вас  целой вселенной.

В детстве все довольно креативны. Это связано с тем, что мир еще очень непривычен нам, поэтому приходится постоянно изобретать собственные способы взаимодействия с этим большим новым миром. Убранные или не убранные на места вещи не отразятся на креативности вашего ребенка, но вот что отразится:

· внутреннее ощущение того, что пробовать что-то свое можно и хорошо. Это ощущение не возьмется из ниоткуда, его должны привить вы сами;

· поддержка, которую ребенок встречает на пути развития своих идей в той сфере, к которой у него есть природные склонности.

Отношение к порядку в доме с ребенком должно быть более продуманным, ведь вы оба – равноправные жильцы этой территории, вы разные люди, и порядок у вас тоже может быть разный.

– Дети каждую минуту живут и развиваются в процессе игры, а игра требует своего порядка. Вспомните свое детство: строили вы сказочный город из спичечных коробков, бумажек и обрезков ткани. Строили-строили, на полчаса отвлеклись – и тут пришла мама и вымела «этот мусор». Для нее ваш город был страшным беспорядком, а для вас целой вселенной. Когда мы вырастаем, наше понятие о порядке меняется, и мы начинаем выметать сказочные города своих детей, срывая ход процесса их игры. И ребенку негде проявлять свои творческие способности – у него для этого нет пространства. Это не значит, что ребенка не стоит приучать к порядку. Любому маленькому человечку важно прививать гигиенические навыки. Но не менее важно обучать уважению к порядку других членов семьи. Высыпать лего из коробки на свой уголок в комнате можно, а на мамину кровать – нельзя, потому что у мамы другой порядок, маме там лего не нужно. Если высыпал – собери. Но и мама не станет выбрасывать твой сказочный город, потому что ты его построил в своем личном уголке комнаты, а маме там свой порядок наводить нельзя. Во взрослом возрасте это превратится в умение договариваться с членами своей семьи и с коллегами по работе о степени и виде порядка, который устроит всех присутствующих и даст им возможность жить и творить, а не нервничать по поводу окружающей обстановки.