История музыки: David Bowie

22.10.2017

Гениальный музыкант и поэт, который повидал в этой жизни многое. Дэвид Боуи создал удивительный мир, полный историй, глубоко личных и сокровенных. Он оставил огромное наследие, которое навсегда останется с нами. Его музыка вечна, в ней найдет тайное прибежище для души человек любого возраста, пола, национальности, с любого конца Земли. «Парафраз» решил вспомнить как начиналась карьера Боуи и чем нам запомнился артист.

Adam Bielawski/Wikimedia.org
Adam Bielawski/Wikimedia.org

Дэвид Роберт Джонс родился 8 января 1947 года. В школьном хоре его вокальные способности оценивали удовлетворительно, а игру на флейте – лучше средней. В 9 лет он начал посещать занятия по музыке и хореографии, где смог раскрыть свой талант: учителей восхищали его координация и интерпретации. В это же время отец Боуи принес домой американские пластинки и мир музыки захватил мальчика. Позже он начал осваивать игру на различных музыкальных инструментах, ставил сценические номера в стиле почитаемых им Элвиса Пресли и Чака Берри. В 12 лет освоил саксофон (который ни разу за всю карьеру ему не пригодился), а позже стал мультиинструменталистом. 

В 15 лет Боуи организовал свою первую рок-н-ролльную группу The Kon-rads — они играли на местных вечеринках и свадьбах. Но ограниченность товарищей огорчала Дэвида и он перешел в The King Bees. После этого он написал письмо Джону Блуму, с просьбой сделать для них «то, что Брайан Эпстайн сделал для “Битлз”, и… заработать еще один миллион». Блум не ответил на письмо, но передал его Лесли Конну, партнеру Дика Джеймса, благодаря чему Боуи получил первый контракт.

В начале 1960-х Боуи выступал под псевдонимом Дэйви Джонс, что вызывало путаницу с участником The Monkees. Так, в возрасте девятнадцати лет, Дэвид Роберт Джонс уступил место Дэвиду Боуи. Он был поклонником Мика Джаггера и узнал, что «джаггер» на староанглийском означает «нож», поэтому решил взять схожий псевдоним – «Боуи» (разновидность охотничьего ножа). Впервые под этим именем Дэвид появился с группой The Lower Third на обложке «Can’t Help Thinking About Me».

В начале карьеры синглы Боуи не имели совершенно никакого успеха. Он метался от группы к группе, пока Ральф Хортон не взял его под свое крыло и не направил на путь сольной карьеры.

Первый альбом «David Bowie», выпущенный с лейблом Deram Records в 1967 году, также не имел особого успеха. Смесь поп-музыки, психоделии и мюзик-холла была в то время непривычна для слушателя. Однако материал, записанный для этого альбома, впоследствии издавался на многих сборниках.

Боуи всегда увлекался всем необычным, что в какой-то момент столкнуло его с Линдси Кемпом. Это знакомство было значимым для дальнейшей карьеры певца. Именно Линдси научил его показывать истинную сущность и изучил с ним драматические искусства. Так Боуи начал свои эксперименты со всевозможными образами и характерами.

В 1967 году Боуи записал комическую песенку «The Laughing Gnome», которая сыграла с ним злую шутку. Не произведя на публику совершенно никакого впечатления сразу после выхода, спустя шесть лет, когда певец стал звездой, она внезапно заняла шестое место британского чарта. А в 1990 году фанатам предлагалось выбрать песни, которые будут исполнены в туре Sound+Vision, и эта песня заняла первое место по итогам телефонного голосования. Однако исполнять ее Боуи все же не стал.

Шестидесятые были для Боуи периодом поисков. Он хотел стать знаменитым, но не знал как. Он искал свою нишу и источники вдохновения. Одним из них в то время был Сид Баррет, которого Дэвид сравнивал с Питером Пеном. 

В 1969 году Боуи выпустил сингл «Space Oddity» – одновременно с высадкой астронавтов на Луну. Это был первый успех. Баллада, обыгрывающая название фильма Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2000» и рассказывающая историю майора Тома, заняла пятое место в британском чарте. Позже использовалась в репортажах BBC о высадке на луну и телепередаче о стилофоне. Одноименный альбом был выпущен ноябре 1969-го и изначально должен был быть назван «David Bowie». Но пластинка Боуи с таким названием уже выходила в Великобритании, поэтому в 1972 году альбом был переиздан лейблом RCA Records как «Space Oddity».

В 1970-м вышел «The Man Who Sold the World». На нем прежнее акустическое звучание при помощи Мика Ронсона сменил тяжелый рок. Негодование критиков вызвала обложка альбома, на которой Боуи был переодет в женскую одежду. Это было первое проявление андрогинности в его творчестве и некоторые сочли эту пластинку началом эры глэм-рока.

В «Hunky Dory», выпущенном в 1971-м, Боуи немного вернулся к неземной теме «Space Oddity», отдал дань уважения любимым исполнителям, исследовал серьезные темы и поддался веянию буддизма. Альбом не имел широкого успеха, но стал отличной основой для перехода к новому этапу творчества.

Под влиянием The Velvet Underground Дэвид Боуи в 1971 году, после переезда в Нью-Йорк, создал группу Hype. Их стиль не был похож на то, что Боуи делал ранее, и больше подражал The Velvet Underground. На выступлении в Roundhouse ребята решили сменить привычные наряды на что-то совершенно невообразимое, и это было их большим провалом.

После этого Боуи начал больше изучать свою андрогинность, и в 1972 году вышел концептуальный альбом «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars». С ним появился и новый образ – Зигги Стардаст. Многие синглы с альбома стали классикой рока, а первое выступление в образе Зигги стало решающим моментом — Боуи проснулся суперзвездой.

«Aladdin Sane», выпущенный в 1973 году, стал первым альбомом Боуи, попавшим на первое место британского чарта. Все композиции были написаны в дороге, во время тура в поддержку «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars». На обложке изображен Боуи с прической Зигги и молнией на лице, окрашенной в черный, красный и синий цвета.

Поздние шоу в образе Зигги Стардаста с исполнением песен с альбомов «Aladdin Sane» и «Ziggy Stardust» сопровождались весьма необычными мини-постановками, которые приводили публику в шок.

В 1973 году был также выпущен сборник кавер-версий ранних работ Боуи. «Pin Ups» стал номером один в хит-параде и самым коммерчески успешным альбомом в Британии в этом году.

В 1974 году вышел следующий альбом — «Diamond Dogs». В нем Боуи отошел от образа Зигги, но приготовил кое-что новое для своих фанатов. Музыкальный стиль сместился в сторону соула и фанка, и часть материала была взята из наработок к мюзиклу, который Боуи хотел поставить, но быстро утерял к этому интерес, а вторая часть написана под влиянием романа Джорджа Оруэлла «1984». Во время Diamond Dogs Tour был снят документальный фильм «Cracked Actor», который многим показал певца не в лучшем свете. Однако выход альбома только утвердил Боуи в качестве суперзвезды.

«Young Americans» 1975 года был исследованием филадельфийского соула и содержал первый хит певца в США – «Fame». Альбомы и синглы Боуи попадали в различные хит-парады, и занимали лидирующие места. Самого Дэвида приглашали на различные шоу, которые он посещал, укрепляя свою славу.

В 1976 году Дэвид Боуи принимает новое обличие – Изможденного Белого Герцога – и демонстрирует более темную сторону своего соула альбомом «Station to Station». Визуально этот образ был более завершенной версией персонажа фильма «Человек, который упал на Землю», которого и сыграл сам Боуи. Альбом стал переходом к новым жанрам. В это же время артист был наркотически зависим, но, несмотря на помутнение рассудка, передозировки и физическую слабость, он отправился в большой тур Isolar — 1976 Tour. Из-за ряда инцидентов, которые произошли во время тура, образ Изможденного Белого Герцога оказался не самым удачным для Боуи.

Чтобы освежиться и привести мысли в порядок, Дэвид переехал на некоторое время в Берлин. Там он снял квартиру со своим другом Игги Попом, записал три альбома, которые позже будут названы «Берлинской трилогией» и присоединился в качестве музыканта к туру Игги.

В «Берлинскую трилогию» вошли альбомы «Low», «Heroes» и «Lodger». Все они были записаны под влиянием немецкой электронной музыки и являлись экспериментальными.

В 80-х Боуи начал возвращаться к истокам своего творчества и в чартах ему вновь сопутствовал успех. На «Scary Monsters (and Super Creeps)» вышел хит номер один «Ashes to Ashes». Этой композицией он в буквальном смысле вывел из тени «новых романтиков». Для съемок клипа Боуи посетил клуб Blitz, в котором зародилось это движение, и пригласил поучаствовать нескольких постоянных посетителей. До сих пор он считается одним из самых инновационных видеоклипов всех времен. На этой ноте Боуи завершает эпоху Герцога и завязывает с наркотиками.

В 1981 году группа Queen выпустила песню, которую написал Дэвид Боуи. Она стала третьим синглом Боуи, оказавшимся на верхних строчках британских чартов. 
Первый альбом, взорвавший публику, вышел в 1983 году. «Let’s Dance» уступал среди «бестселлеров» только альбому Майкла Джексона и имел настоящий коммерческий успех. Следующий альбом «Tonight» (1984) был похож на предшественника своей танцевальной манерой, хотя изначально планировалось сделать сборник концертных записей. В 1987 году вышел последний в 1980-х сольный альбом Боуи – «Never Let Me Down».

В 1989-м, впервые со времен The Spiders from Mars, Боуи собрал группу Tin Machine. Они выпустили два студийных альбома и один концертный, но были встречены несколько холодно. Боуи не воспринимали как солиста группы, а остальные участники выглядели неважно на фоне выстраивавшего свой образ годами вокалиста.

В 1992 году появился «Black Tie White Noise». В нем отразились недавно случившиеся с певцом событие (замужество), и влияние джаза и хип-хопа. «The Buddha of Suburbia» 1993 года был основан на музыкальной теме одноименного сериала и сближал Боуи с альтернативным роком. В 1995 году вышел «1.Outside» и сюжет нелинейного повествования в нем базировался на рассказе Дэвида Боуи о Натане Адлере. Пластинка имела успех и ознаменовала возвращение Боуи к мейнстримовой рок-музыке. В 1996 его имя внесли в «Американский зал славы рок-н-ролла».

На альбоме «Earthling» 1997 года Боуи поэкспериментировал со звучанием, добавив джангл и драм-н-бейс. Со времен «Let’s dance» он получил самые строгие оценки от критиков, но это не помешало ему быть номинированным на Грэмми.

Свое 50-летие Боуи отметил концертом в Медисон-сквер-гарден и звездой на Аллее Славы в Голливуде.

Конец 1990-х он посвятил саундтрекам и альбому «hours…», который основывался на игре Omikron. После планировался «Toy», на котором должны были быть новые версии старых работ Боуи и несколько новых композиций, но альбом так и не был выпущен.

В 2001 году Боуи объявил о создании собственной радиостанции для детской аудитории, на что его вдохновила его маленькая дочь. Все треки, которые крутили на радио, Боуи выбирал лично со своей компанией-провайдером BowieNet. В 2002 вышел альбом «Heathen», наполненный атмосферным звучанием и впервые за долгое время получивший большой успех в чартах.

В 2003 вышел альбом «Reality,» в поддержку которого был организован мировой тур. В октябре 2004 – CD с записью выступлений, на котором был собран «весь Боуи» с начала карьеры.

В A Reality Tour у Боуи случился сердечный приступ, из-за чего певец временно приостановил студийную и концертную деятельность. В 2005 он вернулся на сцену, выступив с Arcade Fire, а позже появился на альбоме Kashmir. В 2006 Дэвид получил премию Грэмми за вклад в искусство. В 2007 курировал фестиваль High Line, исполнил бэк-вокал в нескольких песнях на альбоме Скарлетт Йоханссон. В 2008 выпустил компиляцию «iSELECT», в которую вошли любимые композиции Боуи. В 2010 вышел двойной концертный альбом с записями из A Reality Tour. В 2011 издан концертный альбом с 50-летия артиста в Медисон-сквер-гарден. Неизданный «Toy» был выложен в интернет.

Интерес к Дэвиду Боуи сохранялся, а его авторитет оставался непререкаемым в мире рок-музыки, но в 2011 году биограф Боуи объявил о том, что певец завершил музыкальную карьеру и вернется, только если почувствует, что действительно готов поразить всех.

В 2013 году, в день своего рождения, он выпустил первый за 10 лет сингл  «Where Are We Now?» и объявил о выходе нового альбома. В марте Боуи выложил для бесплатного прослушивания на iTunes «The Next Day», который сразу же возглавил чарты 40 стран и стал самой быстро продаваемой пластинкой 2013 года. Впервые за 20 лет Дэвид возглавил британский чарт.

8 января 2016 года был издан «Blackstar». Музыка на пластинке была описана так: «длинные джазовые импровизации, смешанные с пульсирующим битом, напоминающим о краутроке Can и Kraftwerk». 

11 января, после полуторагодовалой борьбы с раком, спустя несколько дней после выхода нового альбома, Дэвида Боуи не стало.

За свою долгую карьеру певец выпустил 27 студийных альбомов, сменил несколько образов, каждый из которых запомнился фанатам, записал десятки дуэтов с различными артистами, снялся более чем в 20 фильмах. 

Боуи нельзя уместить в рамки какого-то одного жанра — он любил экспериментировать. Каждое его выступление становилось незабываемым шоу. Многое из его творчества стало прорывом в музыке и вдохновением для миллиардов людей по всему свету. Даже Мадонну в подростковом возрасте не отпускали на его концерт, но она все-таки сумела попасть. Выступление Боуи настолько впечатлило ее, что навсегда изменило жизнь.

Фронтмен группы The Killers Брендон Флауэрс сказал о Боуи следующее: «Я не мог понять его, пока мне не исполнилось лет 19 или 20, но “Hunky Dory” изменила мою жизнь. Он расширил границы, оставаясь при этом доступным».

В числе тех, на кого повлиял Боуи, значатcя The Cure, Ramones, Joy Division, Blur, «Алиса», «Наутилус Помпилиус», Борис Гребенщиков, Pet Shop Boys, Placebo и Lady Gaga.

Можно много писать и говорить о Дэвиде Боуи, но лучше просто его послушать. 

Нас также можно читать на сайте, в фейсбуке и телеграме.