Не инстамама: почему ребёнок ничего не делает

22.06.2018

Психолог Ксения Акопова в своём авторском блоге на «Парафраз» продолжает помогать родителям лучше понять их детей. В этот раз, разбираемся почему ребёнок не справляется со списком задач или просто теряет интерес.

Photo by Jordan Whitt on Unsplash
Photo by Jordan Whitt on Unsplash

Если перед взрослым человеком поставить большое количество задач — он разложит их в своей голове, запишет в ежедневнике, распределит по степени важности и срокам исполнения. Постепенно он выполнит эти задачи и затронет те, что из них вытекают. 

Если дать ребёнку несколько поручений — он просто ничего не сделает. Почему? Он забыл, отвлёкся на что-то другое или ему неинтересно — нет желания этим заниматься. 

На самом деле, у него просто не развита система многозадачности. Он не до конца понимает что от него хотят. Мозг отказывается обрабатывать информацию и просто отодвигает её, считая ненужной. Нейронные связи перегружаются и отключаются, как компьютер, когда на нём активно много программ. Такая у детей система защиты. 

Немалую роль играет рассеянное внимание — вокруг так интересно, а вы тут со своей уборкой. Здесь необходим поэтапный подход. Помните, в первом классе мы зачем-то писали разные закорючки, а только потом приходили к буквам, и, как следствие, словам. Это процесс обучения от простого к сложному. Так и здесь, когда вы просите сделать сразу несколько дел, это все равно, что дать впервые ручку и попросить написать слово. Но в этом случае он скажет, что просто не умеет, а вот ворох задач просто не выполнит. 

Темп современного мира рассеивает внимание даже взрослых, что уж говорить о детях. Нас учили тренировать память. Мы знаем, что запоминая стихи улучшаем память, а о тренировке внимания мы знаем намного меньше.

Photo by Annie Spratt on Unsplash
Photo by Annie Spratt on Unsplash

Что делать?

Будьте последовательны. Поставьте ребёнку одну задачу, и только после её выполнения, говорите о второй. Так информация будет укладываться в голове «слоями» и не смешается.

Просите ребёнка пересказать прочитанный рассказ. Спросите о героях, о том, как бы поступил он, уточните детали одежды персонажей. Если не помнит, можно поискать вместе. Это уберёт техничность чтения и заставляет не только запоминать, но и понимать прочитанное, а также составлять собственное мнение.

Собираясь, например, делать уборку, дайте бразды правления ребёнку. Пусть он составит план: что убрать сначала, что потом, а что делать в последнюю очередь. Обсудите, запишите на листок и вычёркивайте сделанное. Это позволяет научиться грамотному планированию, распределению целей и концентрации внимания на определённых этапах — умению раздробить одну большую цель (уборка), на множество маленьких (вымыть раковину и пол, вытереть пыль).

Поиграйте. Разложите на столе предметы и дайте ребёнку посмотреть на них в течение 30 секунд, а затем накройте их полотенцем. И просто задавайте вопросы. Что это за предметы? Можно ли их назвать одним словом? Сколько их? Длина, ширина, форма. Спрашивать можно обо всём.

Упражняйте логику и не только на неё. В интернете можно найти множество карточек, ориентированных на различные возрастные группы, с нехитрым название «четвёртое лишнее». Как правило, на карточке 4 картинки — 3 объединены по одному признаку, а одна лишняя. Задача — найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Поверьте, вы многое узнаете о своём ребёнке.

В любом возрасте развитие личности может быть интересным. Развивайте себя и ребёнка, подбадривайте, когда он ошибается, улыбайтесь удачам и спокойно разбирайте ошибки. Играйте и растите вместе с ним

Нас также можно читать на сайте, в фейсбуке и вконтакте.