ТРЕНДЫ: что такое спиннер и для чего он нужен

Новая волна мейнстрима окатила человечество. Весь мир захватили вертящиеся подшипники разных форм и цветов. Люди разделились на тех, кто крутит, тех, кто это ненавидит, и равнодушных. «Парафраз» решил разобраться, откуда появились спиннеры, как им удалось обрести такой спрос и так ли уж плохо вертеть в руках эту штуку?

Ian Dooley/Unsplash.com
Ian Dooley/Unsplash.com

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Спиннер (на англ. Fidget Spinner) представляет собой подшипник (часть опоры вращающихся осей и валов, используются в различных механизмах — прим. ред.) с прикрепленными лучами, количество и качество материала которых отличается разнообразием. Инструкции по использованию просты: достаточно ухватиться за неподвижную середину и раскрутить внешнюю часть. Классическим считается спиннер с тремя лучами.

Как ни странно, история создания этой «игрушки-антистресс» уже успела обрасти мифами. Одна версия гласит, что его придумала женщина по имени Кэтрин Хэттингер, озабоченная тем, что не может отвлечь и развеселить своего больного миастенией (заболевание, основным симптомом которого является быстрая утомляемость мышц — прим. ред.) ребенка. 

Но существует еще одна, больше похожая на фейковую, версия. Та же самая Кэтрин решила, что маленьким бандитам не во что играть и сконструировала незадачливый гаджет, надеясь отвлечь хулиганов от проказничества спиннером. А еще в 2014 году подобную антистресс-игрушку создал Скотт МакКоскери, поэтому на сегодняшний день патентный статус спиннеров неясен.

Чуть ли не каждый день появляется новая история о спиннерах. Так, например, родилась информация о предназначении этой игрушки людям, больным аутизмом, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и тревожным расстройством. 

Вдобавок ходят слухи о принципиальной пользе для здоровья — спиннерам приписываются и развитие мелкой моторики, и даже борьба со стрессом и вредными привычками. Однако некоторые специалисты указывают на то, что спиннеры больше отвлекают, чем способствуют концентрации. Несколько школ в США даже запретили использование игрушек на своей территории. 

И все же стоит рассмотреть ситуацию с другой стороны. Многие владельцы крутящихся штуковин, заметили, что спиннер помогает им сконцентрироваться на задаче, будь то просмотр фильма или изучение материалов. Занимая руки, они не отвлекаются на смартфоны, перестают проверять через каждые две минуты почту, инстаграм и другие уведомления — продуктивность возрастает. То есть фактически гаджет помогает в войне с более навязчивыми гаджетами. 

Полноценно рассуждать о пользе и вреде этого явления нет смысла, все-таки качественных исследований еще не проводилось.

ПОЧЕМУ СТАЛО ПОПУЛЯРНЫМ?

Покручивая спиннер, невольно вспоминаешь йо-йо. Каждый год приносит нам новый мейнстрим: до спиннера был Pokémon Go, а если заглянуть подальше — тамагочи и кубик Рубика. Всего не перечесть. Но именно спиннеры обязаны своей популярности Джеймсу Плафку из Forbes. В своей статье он порекомендовал спиннер как «обязательную офисную игрушку в 2017 году». 

Позже на YouTube начали появляться видео не только с обзорами на этот «антистресс», но и с выполнением различных трюков. YouTube — это «Фабрика звезд» современного поколения, поэтому популярность не заставила себя ждать. После стремительного роста спроса на вертящуюся побрякушку, мы видим, как Иван Ургант появляется в студии Первого канала со спиннером, а популярные блогеры выпускают брендированные экземпляры. «Выстрелила» ли игрушка из-за своих «сказочных» свойств, или это стечение маркетинговых обстоятельств? Скорее всего, два фактора удачно сыграли в комплексе.

КОГДА ЭТО КОНЧИТСЯ?

Спиннеры можно сравнить с любым популярным на YouTube трендом. Они как вирусные видео, а от вирусов хочется вылечиться. И таких желающих много. 

Под каждым видео, статьей или фотографией, где есть спиннер — уйма негативных комментариев. Кто-то просто не терпит мейнстрима, другие долго привыкают к новому, но такие новомодные крупицы создают эпохи, становятся их отражением, поэтому быть вне шумихи — значит быть вне жизни. 

Как и любая мода, спиннеры скоро канут в небытие и за ними придет что-то другое. Для современного поколения — это такой же маркер эпохи, каким для детей 90-х были фишки, лизуны (которые сейчас видоизменились и стали популярны как жвачки для рук) и тому подобное.

О других трендах читайте на «Парафраз».