«Часовой Вердена» — один из первых асов Франции

Сын богатого производителя бумаги, Наварр, был одним из первых французских пилотов, официально признанный асом. В период с 1915 по 1918 года он одержал в общей сложности двенадцать подтвержденных и 15 неподтвержденных побед.

Родился Наварр 8 августа 1895 года в Жюи-сюр-Морен. Наввар с детства был проблемным, часто пропускал занятия, не слушался учителей. Несколько раз его исключали из школы. С ранних лет у будущего аса появилась тяга к технике и авиации. Уже в 16 лет он получил диплом гражданского летчика.

Жан Наварр и его брат Пьер
Жан Наварр и его брат Пьер
Жан Наварр и его брат Пьер

После начала войны в сентябре 1914 года он с легкостью сдал экзамены на военного пилота и был определен в разведывательную эскадрилью, использующую самолеты "Морис-Фарман" MF.7 для разведки.

В Первой мировой воздушные бои были большой редкостью, для бомбардировок с воздуха необходимо было высаживать наблюдателя и заполнять его место бомбами, а лететь без наблюдателей не так уж и страшно, вражеские аэропланы не представляли большой опасности. Так в одном из своих вылетов Наварр встретил немецкий аэроплан, пилот которого дружелюбно помахал ему. Жан ответил тем же, но затем достал со дна карабин и начал дружелюбно стрелять. Ошарашенный немецкий пилот вынужден был спасаться бегством, так как не имел при себе оружия. Наварр не стал преследовать своего противника, так как во время стрельбы он отпустил ручку управления и самолет начал заваливаться на бок.

Спустя пару дней ему все же удалось сбить самолет. 1 апреля 1915 года Наварр вместе со своим наблюдателем вылетели в район Мерваля, где и встретили вражеский самолет, проводивший разведку. Жан быстро приблизился к противнику, а наблюдатель сделал три выстрела. Раненый пилот был вынужден совершить посадку, так как мог потерять сознание в воздухе, а это не очень приятная ситуация.

1 апреля Наварр посадил свой "Парасоль" рядом со своим поверженным противником. Газетные снимки 1915 г.
1 апреля Наварр посадил свой "Парасоль" рядом со своим поверженным противником. Газетные снимки 1915 г.
1 апреля Наварр посадил свой "Парасоль" рядом со своим поверженным противником. Газетные снимки 1915 г.

Это была вторая официально объявленная победа французской авиации. Французские летчики и до этого сбивали вражеские самолеты, но они совершали посадки уже на своей территории, а в победы записывались только те самолеты, которые упали на территории союзных войск.

В апреле 1915 года Наварр был награждён Военной медалью. Из представления к Военной Медали от 8 апреля 1915 года:

«Сержант Жан Наварр, пилот эскадрильи MS 12, с замечательной дерзостью сражался на прошлой неделе с двумя самолетами противника, встречал их и атаковал с расстояния нескольких метров, несмотря на огонь неприятельского наблюдателя. Вынудил один из них приземлиться позади наших боевых порядков. Таким образом, были захвачены в плен пилот и наблюдатель, пострадавшие от огня его стрелка»
— Из Архива Исторического Отдела ВВС (Франция)

Чем агрессивнее вел себя Наварр в воздухе, тем более знаменитым он становился на земле. Его счёт все увеличивался. Самолеты все больше модернизировали, ставилось новое вооружение. Бои в воздухе стали намного жарче.

Уже 2 августа Наварр был награждён званием “Кавалера ордена Почетного легиона”. Помимо боев с вражескими самолетами, Наварр также выполнял секретные задания, он доставлял в немецкий тыл разведчиков и диверсантов, также и забирал их. Такие задания были очень опасны. Из награждения 19 июля 1915 года:

«Прапорщик эскадрильи MS12, умелый и преданный пилот, провел несколько воздушных боев, один из которых закончился пленением двух неприятельских офицеров и неприятельского самолета. Вызывался добровольцем на все трудные задания, выполнил три специальные и особенно опасные миссии с полным успехом».
— Из Архива Исторического Отдела ВВС (Франция)
«Другой летчик, Ведрин, спустил около Ретеля французского солдата, которому было поручено наблюдать за поездами, за обозами и вообще за передвижениями неприятеля. Разведчик навестил свою жену, чем обнаружил себя, вскоре его выдали, и он был расстрелян.
Лейтенант Наварр спустил в расположение неприятеля другого французского солдата, переодетого крестьянином, под фамилией Борд. Этот разведчик оставался на оккупированной германцами территории около месяца, потом добрался до голландской границы и оказался в безопасности.»
— Вудхолл Э. Разведчики мировой войны.

Как уже было сказано, самолеты все время модернизировались и вот на фронт начали поступать свеженькие истребители "Моран" N, но их получали только летчики, известные до войны.

Из дневника Наварра:

Некоторое время назад к действиям на фронте подготовили монококи Моран-Солнье. Как это обычно и случается, они были отданы тем летчикам, которые не имеют достаточной квалификации для их использования и которые никогда не добьются даже минимальных успехов. Только мы, малыш Жан (как называют меня друзья) и Пиволо (Пеллетье д'Уази) оказались забыты, мы, кто доказал нашу способность и желание сражаться на таком самолете ".

Не дождавшись новенького самолета, Жан написал рапорт о переводе в пехоту. Вскоре полковник Эдуар Барес (командующий фронтовой авиацией) выделил два истребителя для "лучших пилотов французской авиации".

Наварр только что посадил свой "Моран" N, осень 1915 г.
Наварр только что посадил свой "Моран" N, осень 1915 г.
Наварр только что посадил свой "Моран" N, осень 1915 г.

Во время Верденской мясорубки счет Наварра увеличился. Из описаний свидетелей он бросался в атаку подобно ястребу, внезапно для противников менял направления, пытался обойти снизу и сзади на минимальном расстоянии.

Все знают знаменитого немецкого пилота под прозвищем “Красный барон”, который покрасил свой самолет в красный цвет, но Жан сделал это раньше, опередив немецкого “коллегу” почти на год. Во время боев при Вердене на линии фронта ему дали прозвище “Часовой Вердена”.

"Часовой Вердена" на своем посту (в кабине "Ньюпора"-11 N576).
"Часовой Вердена" на своем посту (в кабине "Ньюпора"-11 N576).
"Часовой Вердена" на своем посту (в кабине "Ньюпора"-11 N576).
«Его красный самолет был виден повсюду, но только не на отдыхе. Однажды он явился к полковнику Варесу в Лемм и доложил о том, что только что сбил самолет противника. «То, что вы мне говорите, очень хорошо, - заметил полковник, - но взгляните на самолеты, пролетающие в данный момент над нами». Наварр тотчас же вновь запустил свой мотор, набрал высоту, бросился на германский дозор и сбил один самолет на глазах у своих начальников и товарищей»
Петен А. Ф. «Оборона Вердена»
«Часовой Вердена» — один из первых асов Франции
«Наварр в воздухе творит чудеса: он придумывает различные фигуры, так называемые "трюки", которые всегда использует в бою... Я храню в сердце восхищение воином, я благодарен за проявленное усердие, точность и боевой дух при выполнении всех заданий, которые доверил ему, и, наконец, изумляюсь его виртуозности».
Капитан-Сен-Совер, бывший командир его эскадрильи.
— Жак Мортан. Война крыльев 1914-1918. Наварр, часовой Вердена 1916.

26 февраля 1916 года он противостоял сразу двум противникам и вышел из боя победителем. О нем все чаще писали газеты, именно его впервые назвали асом.

«Он обладал мужеством, сравнимым с мужеством Гинемера или Нюнжессера, и мастерством Фонка. Многие не знают, какую фантастическую работу он выполнял в Вердене. Он обладал природной щедростью и врождённой деликатностью, которую могли оценить только те, кто знал его близко»
Капитан Раймон де Берни, командир 12 эскадрильи.
— Жак Мортан. Война крыльев 1914-1918. Наварр, часовой Вердена 1916.

Уже 1 апреля 1916 года ему присвоили звание “су-лейтенант”. Как Наварр вел себя в воздухе, также он вел себя и в борделях Парижа. Он любил шумно кутить на праздниках вместе со своим близким другом Жоржем Гинемером, который также был летчиком.

17 июня 1916 года су-лейтенант Наварр встретил немецкого разведчика. Он быстро разобрался с неприятелем и продолжил патрулирование. Позже он атаковал еще одного разведчика, но неожиданно перед его носом появился другой немецкий самолет. Жан увернулся от столкновения, но стал легкой мишенью для немецкого стрелка. Пуля попала в руку, и Жан потерял сознание. Наварр пришел в себя уже вблизи земли и в последний момент смог благополучно приземлиться. После посадки самолета он почти сразу же потерял сознание.

На снимке обломки Ньюпора тип.XVI войсковой № - N 1130 cержанта Жана Наварра (Sgt. Jean Navarre), раненого в воздушном бою 17 июня 1916 года и севшего на вынужденную возле местечка Шато-Сален.
На снимке обломки Ньюпора тип.XVI войсковой № - N 1130 cержанта Жана Наварра (Sgt. Jean Navarre), раненого в воздушном бою 17 июня 1916 года и севшего на вынужденную возле местечка Шато-Сален.
На снимке обломки Ньюпора тип.XVI войсковой № - N 1130 cержанта Жана Наварра (Sgt. Jean Navarre), раненого в воздушном бою 17 июня 1916 года и севшего на вынужденную возле местечка Шато-Сален.

Вскоре он был доставлен в госпиталь в критическом состоянии, но врачи смогли спасти ему жизнь. 15 ноября 1916 года во время переподготовки погиб его брат Пьер. Для Жана это был сильный психологический удар, от которого он так и не смог оправиться.

31 января 1917 года Жан вернулся на фронт, но уже не смог также хорошо сражаться в воздухе, он все время отказывался от вылетов, уходил в запой. Он уже не совершал боевых вылетов.

После окончания войны он устроился пилотом в компанию "Моран-Солнье", где совершал демонстративные полеты. 10 июля 1919 года Жан разбился на самолете во время подготовки к опасному трюку. Ему было 23 года.

С начала войны сентября 1914 года по июнь 1916 года Жан совершил 237 вылетов. Из этих вылетов одержал 12 побед, а также 15 неподтверждённых.

«Часовой Вердена» — один из первых асов Франции

Если найдете какую-либо ошибку, то пишите в комментариях.

Также не забываем подписываться на наш паблик.