400 лет назад Россия чуть не стала католической колонией Запада

И нас спасло лишь...

Егор АРЕФЬЕВ

Много лет назад мы отмечаем День народного единства. Одни связывают этот день с почитанием Казанской иконы Божией Матери. Другие припоминают Минина с Пожарским. И никто не против праздника: лишний выходной - это мы любим. Но откуда эта дата есть пошла на Руси? Вместе с доктором исторических наук, профессором политологии МГУ Сергеем Перевезенцевым мы попытались на пальцах объяснить, что особенного произошло 4 ноября 1612 года.

НАРОД РЕШИЛ - ЦАРЬ НЕНАСТОЯЩИЙ

- Сергей Вячеславович, вроде бы 4 ноября мы отмечаем конец Смутного времени в России, которое случилось 4 века назад. Великая же дата! Но почему она так смутно отложилась в нашем сознании?

- В историческом сознании народа знание конкретных сюжетов истории почти всегда смутно, ведь представление о прошлом мифологизировано. Возьмем, к примеру, фигуру князя Юрия Долгорукого. Спросите, кто это? Вам ответят, что он основал Москву. А ведь по большому счету поселение с названием Москва существовало до того, как Долгорукий здесь оказался. Так же и Смутное время конца XVI - начала XVII века - вроде бы все о нем знают, а начни выяснять подробности…

- Что же все-таки ввергло Россию в Смутное время? Или кто? Некоторые винят Бориса Годунова, а другие - Ивана Грозного...

- После смерти Ивана Васильевича Грозного страна была разорена Ливонской войной. Причем пострадали сильнее всего северо-запад России (Новгород, Псков) и Московский регион - то есть наиболее развитые. Затем на страну обрушились эпидемии и голод. И территории обезлюдели. Мощь государства держалась на поместном вой­ске, состоящем из дворян и детей боярских - источником их дохода были поместья, на которых работали крестьяне. И когда народ начал уходить из поместий, начала рушиться экономическая основа государства. Так возникло крепостное право - крестьян хоть как-то надо было оставить на земле.

- Как же из этого выбирались?

- С трудом, но небезуспешно. Борис Годунов, к примеру, отвоевал все прибалтийские земли, потерянные в Ливонской войне. Однако дальнейшему развитию России помешал страшный неурожай 1601 - 1603 годов, спровоцировавший массовый исход народа на юг и в Северскую землю (Путивль, Чернигов, Новгород-Северский). Оттуда и началось наступление самозванца Лжедмитрия I на Москву. Люди решили - если Бог метит правление Годунова катаклизмами, он царь не совсем настоящий.

- Прямо как в фильме про Ивана Васильевича, который менял профессию?

- Ну примерно. И закрутилась коловерть: стали появляться один за другим самозваные цари.

ДУЭЛЬ ДВУХ ВЕЛИКИХ СЛАВЯНСКИХ ДЕРЖАВ

- А что польские паны собирались сделать с Россией? Пановать?

- Да, править в стране. Что предполагало изменение всего вектора ее развития. Потому что по их раскладам Россия должна была быть включена в систему католической церкви.

- А Речь Посполитая, пытавшаяся подчинить Россию, была настолько мощной? Сверхдержавой?

- Безусловно. Под властью Речи Посполитой тогда находилась и Малороссия, которую теперь называют Украиной, и Белоруссия. А польская граница с Россией проходила аж по линии нынешней Московской области. Пограничным городом был Можайск. Это было огромное, сильное государство, которое диктовало свою волю. Серьезный конкурент, сопоставимый с самой Россией.

- Получается, это были два великих славянских проекта: польский - католический и русский - православный? И решалось, за которым из них будущее?

- Да, такая историческая развилка. Но в тот момент скорее решалось - останется ли вообще Российское государство существовать.

- И как только началась Смута, внутри России сразу же возникла группа товарищей, поспешившая помочь тем, кто хотел нас «цивилизовать».

- Часть русской элиты начала судорожно искать иные варианты исторического пути. Но когда в дело вступила народная воля - в виде первого и второго земских ополчений, стало ясно, что проблема такого выбора стояла только перед элитами, а вот народ не сомневался

- Но первое ополчение Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого развалилось в 1611 году, в том числе благодаря интригам поляков. А вот второе ополчение Минина и Пожарского сумело 4 ноября (по новому стилю) 1612 года выбить поляков из Китай-города, а затем и из Кремля. За счет чего?

- Они смогли объединить разные социальные группы. Но надо отметить и бескорыстие, политическую мудрость Минина и Пожарского: после освобождения Кремля они призвали к примирению и запретили месть. Это важно, ведь простили даже бояр, которые вместе с поляками сидели в Кремле.

- Кстати, про бояр. Как они дошли до такого?

- Не было доверия: ни внутри элит, ни между элитами и народом, ни в народе. А особенно не верили боярам, поэтому ни один из боярских родов не мог претендовать на царство, но каждый хотел быть поближе к трону, на всякий случай.

Доктор исторических наук, профессор политологии МГУ Сергей Перевезенцев. Фото: youtube.com
Доктор исторических наук, профессор политологии МГУ Сергей Перевезенцев. Фото: youtube.com

ПАНЫ МЕЧТАЮТ О РЕВАНШЕ

- Украинский майдан уже в XXI веке, как известно, тоже помогали организовать поляки. Ради своей корысти? Или тут они лишь копье Европы?

- Движение на Восток всегда активно поощряла католическая церковь. Еще в XIII веке начались первые крестовые походы на русские земли, которые остановил Александр Ярославич Невский. Позже Римский престол поддерживал Речь Посполитую: и в XVI веке - в годы Ливонской войны; и в начале XVII века - в годы Смуты. Огромная православная Россия всегда рассматривалась Римским престолом как лакомый кусок, а Польша, после распада средневековых немецких рыцарских орденов, выступала «передовым отрядом» католичества на востоке Европы.

- А может быть, Польша не смирилась со своим поражением 400 лет назад? И мечтает взять у Москвы реванш?

- Среди поляков достаточно здравомыслящих людей, которые реально оценивают силы России и Польши. Параллель в другом: как в XVII веке, так и сейчас влиятельная часть польской элиты стремится придать своей стране роль авангарда глобального западного мира в борьбе против традиционной, православной России. Эту часть элиты просто обуревает желание снова оказаться великой державой и участвовать в решении мировых конфликтов. Именно это желание, как мне кажется, во многом провоцирует неадекватные деяния по отношению к России.

- Но почему другие славянские народы - балканские, к примеру - не противопоставляют себя России?

- Совершенно разная история взаимоотношений: для поляков мы - конкуренты-завоеватели, для народов Балкан - освободители. Истоки русско-польских конфликтов уходят в глубокую древность, в XI век. Начиная с XV века, помимо территориальных противоречий, на первый план вышли религиозные: Россия мыслила себя оплотом вселенского православия (и была таковой после гибели Византийской империи), Польша - оплот католицизма в Восточной Европе. В Речи Посполитой православных подданных, даже бояр и дворян, считали людьми второго сорта, а простой православный люд - «хлопами», то есть рабами. Однако Речь Посполитая проиграла битву с Россией. И после разделов Польши в конце XVIII века часть польской территории оказалась под властью Российской империи, с чем гордая польская элита категорически не хотела соглашаться. Отсюда и польские мятежи в XIX веке, и ненависть к Советской России в XX…

А вот с православными народами Балкан совсем другая история - нас объединяет вера. И не случайно после завоевания их земель турками они с надеждой смотрели на Россию, которая могла их освободить и спасти от иноверного господства. Что и произошло в XIX веке, да и в XX столетии, в годы Великой Отечественной.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Родине-матери и мемориалу на Мамаевом кургане 50 лет: история в фото