Нужно ли малышей отдавать в группы раннего развития

Как выбрать подходящее дело для ребенка

ГЕРАСИМЕНКО Анна

Как выбрать подходящее дело для ребенка, рассказывает детский психолог «Школы для пап и мам» Ольга Годлевская.

Я всегда старалась заниматься с дочкой дома - рисовать, лепить, аппликации из кусочков бумаги и ткани клеить, стишки читать, песенки петь. Но в какой-то момент, когда Машке было около 3 лет, мне показалось, что ребенку скучно. Тогда мамашки во дворе посоветовали записаться в группу развития для малышей.

Группы для малышей, школы раннего развития, детские клубы, группы временного пребывания - все это возможность для крохи и развиваться, и общаться со сверстниками.

Занятие в группе развития проходит примерно так (у всех по-своему, но смысл один):

- поздоровались - встали в круг и, перебрасывая мячик друг другу, назвали каждый свое имя;

- попели песенки;

- танцы или веселые зарядки в игровой форме под музыку (по полянке побежали ежики, попрыгали лягушки, пошли гуси, кошка выгнула спинку, собака повиляла хвостиком и т. д.);

- рисование: детки работают с красками, изучают цвета, выражают собственные эмоции с помощью рисунков;

- развивающие игры - деток учат играть вместе, в командах, например, одна команда показывает что-то без слов, а другая команда угадывает, что изображают ребята;

- игры на внимание (например, детям показывают несколько предметов, потом один предмет убирают - что исчезло из волшебного сундучка?), игры на осязание (что лежит в мешочке, определи на ощупь);

- подвижные игры - кошка бегает за мышками, отбирая у них хвостики-шнурки, волк ловит гусей и т. д.;

- снова занятия за столом - лепка из пластилина, глины, поделки из мелких бусинок, круп, аппликация;

- в некоторых группах есть театральные занятия, когда детки рассказывают сказки с помощью игрушек или устраивают театр теней.

ПОЧЕМУ ТАКИЕ УРОКИ НУЖНЫ?

В какой-то степени это альтернатива детскому саду.

Очень важно, что группа развития - это первое взрослое и самостоятельное дело вашего карапуза. Он ходит не за вами, а сам. Это его первые учителя, его первые друзья. Он учится общаться, играть вместе, выяснять отношения, разруливать конфликты. Это очень важное и нужное общение со сверстниками.

С точки зрения развития в таких группах все рассчитано и сбалансировано:

- детки лепят, делают аппликации, перебирают крупу - развивают мелкую моторику;

- учат стишки, потешки и поговорки - развивают речь;

- поют песенки - развивают музыкальный слух и память;

- бегают-прыгают - развивают координацию;

- отнимают «хвосты» у «мышек» - развивают ловкость;

- рисуют - развивают воображение, фантазию, выражают эмоции.

Занятия нужны еще и родителям, чтобы осознать, что их малыш уже самостоятельный и многое может сам. А еще мамы-папы в группе посмотрят, как разговаривают, поют и двигаются другие дети, что в развитии вашего драгоценного чада лучше, чем у других, а что недотягивает.

КОГДА НАЧИНАТЬ?

Группы развития для самых маленьких принимают деток с 1 - 1,5 года.

В два года, а некоторые детки и в три года еще не готовы к самостоятельным занятиям в группах, они могут испугаться остаться без родителей. Для таких малышей существуют занятия с мамами. Но после 4 лет важно, чтобы малыш оставался на занятиях один, то есть с другими ребятами и учителями, но был уверен в том, что мама ждет его и никуда не потеряется - встретит около двери после урока.

Для деток постарше - пяти-, шестилетних - есть занятия по подготовке к школе.

ВАЖНО!

- Занятия за столом должны быть разбавлены подвижными играми, ведь деткам тяжело подолгу сидеть на одном месте. Чтобы все было в радость, нужна постоянная смена деятельности.

- Не должно быть завышенных требований со стороны педагогов - не пролей, не испачкай, сделай, как у меня... Это лишь отпугнет малыша, отобьет у него охоту заниматься.

- Во время рисования, лепки и т. д. педагоги не должны делать все сами за малыша, «чтобы получилось красиво». Пусть будет неровно и размазано, но малыш делает все сам!

- Важно, чтобы группу не превращали в школу и не мучили малышей обучением чтению, счету, письму.

- Деток должны учить говорить о себе в первом лице: «Я», а не в третьем: «Маша».

- Очень важный человек - учитель. Он должен нравиться малышу, тогда он будет с удовольствием бежать на занятия. Если отношения у крохи с учителем не сложились, если малыш боится педагога, стоит поискать другую группу.

- Поинтересуйтесь образованием тех, кто ведет уроки. Важно, чтобы у учителя было психологическое или дошкольное педагогическое образование и группу не вела «просто хорошая тетенька». Здорово, если в школе есть еще и музыкальный работник - живой звук и песни под пианино очень нравятся деткам.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Дочь стала более общительной

Моя дочка Машка ходит в группу развития с 3 лет. Сначала она вела себя на уроках тихо, следила глазами, чтобы я была неподалеку. А теперь, спустя полгода, занятия - самое важное в жизни ребенка. Она выучила все дни недели, чтобы знать, когда же наконец наступит четверг и мы пойдем в группу. Она наряжается с утра, ждет встречи с подружками и друзьями. А две учительницы - Варя и Нина - теперь главные товарищи и авторитеты. Нам повезло с группой. Учителя - психолог и художник-музыкант - действительно потрясающие женщины, и, на мой взгляд, именно на их профессионализме, умении удержать внимание и заинтересовать ребят держится все занятие. Они никогда ни к чему не принуждают детей, мастерски улаживают конфликты и успокаивают расстроенных. Когда малыши рисуют, их не одергивают: малюют - пусть малюют!

Машка стала более общительной, более самостоятельной. Когда мы приходим домой после занятий, дочь надевает мои туфли на каблуках и со словами: «Давай, теперь я буду учительницей Варей» - начинает обучать нас, родителей, всему, что освоила на занятии.

А когда на детской площадке мы встречаем товарищей по занятиям, подружки и друзья обнимаются и играют в свои любимые игры. Наверное, это начало настоящей дружбы!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Детские истерики - что делать?