Как положение героя в кадре меняет все наше восприятие.

30.09.2017

Сериал "Мистер Робот/Mr.Robot" - отличный пример того, когда отход от стандартных правил построения кадра позволяет не только выстроить эстетически приятную сцену, но и донести определенную информацию до зрителя.

I) Нарушение правила двух третей.

Думаю, многие из вас знакомы с правилом третей (или правилом золотого сечения). Кто ещё не знаком, объясню вкратце. Чтобы правильно расположить объект в кадре, нужно поделить экран на три части по-вертикали и три по-горизонтали. Основные объекты в кадре располагаются на пересечении этих линий.

В "Mr.Robot" это правило очень часто нарушается, и явно не потому что оператор прогуливал универ. Во-первых, таким образом подчеркивается социофобия главного героя.

Он выглядит маленьким и уязвимым по сравнению с окружающим миром.
Он выглядит маленьким и уязвимым по сравнению с окружающим миром.
Пустое пространство комнаты значительно больше, чем сам герой.
Пустое пространство комнаты значительно больше, чем сам герой.

Все это сделано для того, чтобы дать нам понять, что он изолирован и находится один в огромном мире. Он всего лишь маленький фрагмент целого. 

Во-вторых, такое построение кадра используется для иллюстрации доминирующего или подчиненного положения в ситуации. Приведем несколько примеров.

Сцена в кафе.

В начале сцены Эллиот находится в правом нижнем углу. Окружающее пространство доминирует над персонажем.

Как только главный герой берет контроль над ситуацией - его в кадре становится больше, он перемещается в центр кадра, становится центральной фигурой.

Не слишком очевидно? Перейдем к следующему примеру.

Сцена с Биллом.

В начале мы видим Эллиота в стороне, что усиливает беспокойство и преувеличивает проблему, стоящую перед ним. 

Билл занимает доминирующее, центральное положение.

Эмоциональное расстояние также подчеркивается пустым пространством.

Наконец, Эллиот переходит в наступление, перенимает инициативу в конфликте:

Он занимает все больше места в кадре и перемещается в центр.

Сцена с терапевтом.

Так же, как и в предыдущем примере, в начале главный герой находится в углу кадра и занимает в нем очень мало пространства.

Криста занимает центральное положение в кадре. Когда Эллиот рассказывает, что он шпионил за девушкой, мы опять видим перемену ситуации через монтаж.

Мы видим, как Эллиот загнал Кристу "в угол", а сам занял доминирующее положение в середине кадра. Сцена полностью:

II) Нарушение правила 180 градусов.

Согласно данному правилу при съемке диалогов двух персонажей камера не должна пересекать воображаемую линию между ними.

Мы должны видеть компанию героя, иначе это может нас запутать.
Мы должны видеть компанию героя, иначе это может нас запутать.

Создатели сериала отошли от этого правила, чтобы показать, насколько персонажи далеки друг от друга.

И это только малая часть того, что можно увидеть в этом замечательном сериале. "Мистер Робот" отличный пример того, когда разумное отступление от правил приводит к ощутимому результату. Но, чтобы умело нарушать правила, нужно и уметь их соблюдать.

Подготовлено телеграмм каналом Au Revoir Shoshanna