Как режиссер управляет взглядом?

Если сериал "Mr.Robot" отличный пример умелого нарушения норм построения композиции в кино (о чем мы говорили в этой статье), то фильм "Касабланка" (1942) - образец прямого следования правилам. Давайте проанализируем несколько кадров.

ВНИМАНИЕ! В СТАТЬЕ ПРИСУТСТВУЕТ КОЛХОЗНЫЙ ФОТОШОП! БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!

Диктор сообщает, что в поезде, следовавшим из Ирана убиты два курьера, перевозившие важные документы. Сразу же демонстрируется соблюдение правила третей:

Взгляд персонажа расположен на пересекающихся линиях
Взгляд персонажа расположен на пересекающихся линиях

Обратите внимание с какой точностью управляют взглядом зрителя. Ключевым элементом в этом кадре является листок, к которому ведет множество направляющих линий.

Появляется полицейский, свистящий в свисток. Конечно же, всё выстроено в соответствии с правилом третей.

Отличная работа направляющих линий: веревочка от свистка, взгляд женщины, палки в левом верхнем углу, крыши домов, локоть. Все, до единого предмета в этой сцене, призваны работать на то, чтобы сообщить зрителю куда глядеть. 

А теперь поместим полицейского в другой кадр.

В этот раз направляющие линии работают против него, поэтому наше внимание приковано к другому персонажу.

Аналогичная ситуация:

Происходит проверка документов одного из подозреваемых

И снова правило третей. Оно присутствует практически в каждом кадре, поэтому больше его упоминать не будем.

Основной предмет данного кадра это документ. Настоящий или подделка? Все взгляды именно на него. И даже случайный прохожий, смотрящий из-за спины - неслучаен.

В данном кадре внимание падает на пианиста, в чем не последнюю роль играют арочные своды, поддерживающие потолок.

Поместим пианиста в другую сцену и он становится практически незаметен даже при том, что находится на переднем плане.

Оператор направил наш взгляд совсем в другую сторону.

Свод арки над героями зацикливает композицию на двух героях. Глаз спокойно переходит с одного на другого собеседника

Попробуйте найти ведущие линии в этом кадре.

Один из ключевых моментов фильма, ведь все хотят покинуть Касабланку и одним из способом является самолет. В кадре композиция треугольником. Взгяд зацикливается и движется по кругу.

Ещё несколько кадров:

Ведущие линии помогают привязать взгляд к важным точкам в кадре и, следовательно, верно донести информацию до зрителя. Однако, сцены в "Касабланке" относительно статичны. Если бы это был экшн фильм, то пришлось бы использовать немного другие приемы, о чем я писал в вот этой статье.

Подготовлено телеграмм каналом Au Revoir Shoshanna