Как управляют вниманием в экшн-фильмах?

08.11.2017

Если вы снимаете экшн-фильм с резким монтажом, постоянным движением и взрывами, а большинство кадров не длятся дольше 2 секунд, то становится очень важным привлечь взгляд зрителя к нужной точке. В противном случае режиссер рискует превратить свое творение в бессмысленное месиво.

Посмотрите следующий отрывок и обратите внимание на движение вашего взгляда кадр за кадром.

Перемещался ли взгляд хаотично по экрану или же он был прикован к одной точке? На самом деле он должен был быть прикован к самому центру кадра.

Лицо Макса, кран подачи топлива, руль, машина с бойцом - всё это расположено в самой середине кадра.
Лицо Макса, кран подачи топлива, руль, машина с бойцом - всё это расположено в самой середине кадра.

Хорошо, здесь всё слишком просто, но что делать, если объекты движутся по самому кадру и центр фокуса находится за центром? Посмотрим следующий отрывок:

В замедленной виде фокус нашего взгляда будет перемещаться примерно так:

А теперь рассмотрим подробно.

Байкер A перемещается из левой части кадра в правую.
Байкер A перемещается из левой части кадра в правую.
С правой стороны наше внимание перехватывает грузовик, который движется влево.
С правой стороны наше внимание перехватывает грузовик, который движется влево.
Грузовик движется влево, откуда появляется байкер B.
Грузовик движется влево, откуда появляется байкер B.
Байкер B прыгает из левой части кадра в центр. Кадр обрывается и...
Байкер B прыгает из левой части кадра в центр. Кадр обрывается и...
Мы видим этого же байкера по центру.
Мы видим этого же байкера по центру.
Он перемещается в левую часть кадра.
Он перемещается в левую часть кадра.
В левой части кадра появляется Фуриоса, которая пристреливает байкера.
В левой части кадра появляется Фуриоса, которая пристреливает байкера.
В следующем кадре взгляд остается на подстреленном байкере
В следующем кадре взгляд остается на подстреленном байкере
Его место занимает грузовик
Его место занимает грузовик
Грузовик уходит из кадра, направляя наш фокус на байкера C справа.
Грузовик уходит из кадра, направляя наш фокус на байкера C справа.
В следующем кадре байкер C появляется с той же стороны.
В следующем кадре байкер C появляется с той же стороны.
И выезжает в центр экрана.
И выезжает в центр экрана.
Переход на кадр с Максом, пистолет которого находится в центре кадра.
Переход на кадр с Максом, пистолет которого находится в центре кадра.

Теперь, думаю, понятно, что Миллер использует движение для привлечения зрительского фокуса к нужной точке. Каждое движение направляет взгляд туда, где ему следует быть в следующем кадре, благодаря чему достигается визуальная ясность происходящего.

Подготовлено телеграмм каналом Au Revoir Shoshanna