Фильм "мама!" Даррена Аронофски: ужас и моральный террор

Он (Хавьер Бардем) - поэт. Талантливый и успешный, но в творческом кризисе. Она (Дженнифер Лоуренс) - классическая домохозяйка, на которой, помимо готовки-стирки-уборки, еще и ремонт жилища - и периодическое подзуживание благоверного на тему того, что неплохо бы взяться за перо и написать-таки что-то новое.

Фоторепортаж: Кадры из фильма "мама!"Фото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ru
Фоторепортаж: Кадры из фильма "мама!"Фото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ruФото: kinopoisk.ru

Обитают они посреди леса в полной изоляции. Вполне неплохо и дружно - до тех пор, пока к ним вдруг не заваливается с неожиданным визитом Эд Харрис(в одном из лучших своих образов). А потом еще вкрадчивая Мишель Пфайффер, двое сыновей Брендана Глисона и куча всякого другого народу начинают превращать их размеренное уютное существование в ад, заставляя протагонистку неистово галлюцинировать и глотать успокоительное.

От дальнейшего пересказа сюжета "мамы!" лучше воздержаться. И вовсе не потому, что он напичкан непредсказуемыми твистами (наоборот, многое тут становится очевидным с самого начала). Это, скорее, вопрос уважения к Даррену Аронофски, который наконец-то попробовал шагнуть от своих фирменных удушливых мелодрам в сторону чего-то большего. И - главное - смастерил чертовски впечатляющую обертку.

Последняя далеко не оригинальна, зато умело сшита из самого добротного материала "с барского плеча". Начинается все с оммажа понятно какому фильму Ханеке, однако этим кругозор режиссера и сценариста не ограничен. От "Ребенка Розмари" и "Отвращения" Полански тут гнетущая атмосфера бытового безумия и то ли мистического, то ли психологического хоррора: на полу проступают пятна крови, в подвале темно и страшно, в недокрашенной стене обитает тьма. От Хичкока - давящая камерность: картина ни разу не выходит за пределы стартовой локации.

Но больше всего - от угрюмых скандинавов. Снято на ручную подвижную камеру, как у фон Триера. Закадровой музыки, как у того же датчанина и остальных режиссеров "Догмы", нет вообще: вместо оной обостренные до звона в ушах звуки чего-то постоянно бьющегося, ломающегося или скрипящего (если рассматривать mother! как "ужастик", то они в каком-то смысле подменяют собой скримеры). А белобрысая и нервная главная героиня, кажется, слегка напоминает Лив Ульман у Бергмана.

Фоторепортаж: Кадры из фильма "мама!"