Политики “текучего” общества

18.01.2018

Идея «текучей» современности или же общества принадлежит, как известно, Зигмунду Бауману. Размытая «система ценностей» современного общества и, соответственно, отсутствие у сегодняшнего отдельного человека каких бы то ни было «устойчивых» ориентиров позволила дать социуму определение «текучее» или «жидкое».

Умберто Эко описывает такое «баумановское» состояние как кризис государственности (невозможность принятия суверенных решений под давлением «международных монополий»), кризис идеологий (лишено смысла любое апеллирование к общественным ценностям, дающее чувство принадлежности к общности, из-за, собственно, отсутствия последних).

В ходе такого кризиса всего общественного на первый план выходит безудержный индивидуализм, подаваемый современной «педагогикой» как якобы выражение «своего мнения», а на поверку оказывающийся диким «субъективизмом» – «при полном отсутствии ориентиров все растворяется в своего рода текучести». Простой, но совершенно логичный вывод из такой системы уже стал нарицательным – «я не читал, но я скажу», «я не смотрел, но думаю, что…».

Далее, как описывает Эко, «теряется правовая уверенность (судопроизводство воспринимается как враг), и возможным выходом для индивидуума, не имеющего какой-либо точки отсчета, становится, с одной стороны, создание видимости любой ценой, то есть видимость преобразуется в самостоятельную ценность, а с другой — потребление. Речь, однако, идет не о потреблении, целью которого является обладание желаемым предметом, приносящее удовлетворение. Нынешнее потребление, напротив, мгновенно превращает купленное в устаревшее, заставляя индивида совершать одну покупку за другой, будто пораженного своего рода бесцельной булимией (новый телефон немногим уступает старому, но от него необходимо избавиться для того, чтобы принять участие в этой оргии желаний)».

Движение к власти сегодня, по выражению Эко, «сродни такси, в которые садятся вожди или большие шишки в погоне за голосами, непринужденно выбирая наиболее соответствующую моменту идеологию и партию — благодаря чему без всякого возмущения, напротив, даже с пониманием мы относимся к разного рода ренегатам».

Вот, действительно, нет ни капли сомнения у современных «политиков» при переходе от одной партии к другой ради кресла. Быстрее будет вспомнить тех, кто это не сделал (оставим конкретные примеры за скобками, чтобы не обижать «уважаемых» людей).

И, видимо, это не проблема политиков, это их инстинктивный выбор – они идут за массой (какое общество – такая политика), хотя, если по-честному, должно-то быть наоборот.

И следует заметить, что это еще одна особенность массовой культуры в современном обществе – она оказывается приоритетной по отношению к элитарной культуре. Иными словами, элитарная культура «идет» за массовой, подстраивается под нее и не является больше направлением и указателем развития, как это было в прошлые периоды развития социума.

Так что же в этом контексте можно ждать от современных политиков? Большинство из них обречено на «текучесть» априори…

Источник - elkin-andrey.ru