Про перфекционизм.

Автор

Недостижим.
Недостижим.

На днях решил поразмыслить о том, где находится грань между неидеальным и откровенно дерьмовым. Есть ли четкий критерий, определяющий, где одно, а где другое?

— на этот счет у меня появилось определенное мнение, согласно которому, неидеальное — это то, что в силу своей "неидеальности", способно нас заинтересовать, заставить проявить любопытство, а дерьмовое — это то, что вообще не вызывает никакого интереса, что мы даже можем этого не заметить, приняв за естественный шум. Например, вот рисунок:

Ведь такое сразу приковывает внимание, многих это даже заставляет задуматься над процессом, который породил ТАКОЕ. То есть прохожий задумывается о процессе создания этого "произведения", он представляет себе историю, что рабочий залезал под люк, а когда вылазил, кинул люк, даже не задумываясь о том, чтобы рисунок не прерывался, и тут сразу возникает масса вопросов, почему так? Что ему помешало? И масса вариантов ответов. А ведь это просто люк. То есть простой уличный люк привлечет гораздо больше внимания, чем, например, вот это:

Но ведь этот рисунок намного более сложная композиция, да и выглядит он почти идеальным. Конечно, эта работа привлечет определенную долю внимания, но незначительную.

А вот это, например, вообще не привлекает внимания, это мозг воспринимает как шум:

Все вышеперечисленные примеры были максимально грубыми, попробую объяснить на более сложном примере то, что несовершенства кажутся нам более красивыми.

Здесь несовершенно лицо, поэтому оно так сильно приковывает внимание. Тут отсутствуют брови и улыбке чего-то не хватает, вот только сложно сказать чего именно. В любом случае, речь идет о несовершенстве, которое Леонардо да Винчи мастерски упаковал к композицию.

А вот пример совершенной работы:

Интересно? По моему это откровенный отстой
Интересно? По моему это откровенный отстой

А это уже поинтересней. Грязный холст, потрескавшаяся краска, черный квадрат не такой уж и черный, он несовершенен, поэтому он приятней первой версии.
А это уже поинтересней. Грязный холст, потрескавшаяся краска, черный квадрат не такой уж и черный, он несовершенен, поэтому он приятней первой версии.

Разница между безупречностью и мастерством

Безупречности никогда не удастся добиться, в этом ее суть. Поэтому Фома Аквинский и включил безупречность в одно из своих доказательств бога, потому что безупречность непостижима, но к ней все стремится. Мастерство — это стремление к безупречности, бесконечное совершенствование своих результатов в погоне за недосягаемым совершенством.

Мастерство — это не безупречность, это стремление к безупречности.

Спортивные состязания увлекательно смотреть, потому что спортсмены ошибаются, оступаются, спотыкаются, проигрывают — но стремятся все это преодолеть. Переживания спортсменов — это метафора нашей личной жизненной борьбы, разрыва между нашими целями и реальными достижениями. Хорошо смотреть на безупречное выступление, но когда атлет борется, преодолевает препятствия — вот это поистине увлекательно.

Мне кажется, что похожую борьбу можно увидеть и в изобразительном искусстве. Самый простой пример, это спид-арт, где можно увидеть, как художник стремится к совершенству. В мире безупречных творений, именно несовершенство процесса может увлечь зрителей. Несовершенства делают нашу работу "человеческой" (в лучшем смысле этого слова) и потому — прекрасной.

Никогда не будет идеально, смирись с этим.

Когда я работаю, я всегда думаю, что то, что я сейчас делаю, это худшее из того, что я могу сделать, мне кажется, что раньше я делал куда более красивые вещи, а сейчас получается помойка. Но забавен тот факт, что со временем эта работа переходит в разряд тех работ, которые я буду иметь в виду, говоря о том, что раньше я выдавал шедевры, а сейчас делать что-то весь посредственное.

В своем стремлении к мастерству, мы должны научиться жить с несовершенствами, с этим разрывом между нашими целями и реальными достижениями.

Подготовлено Telegram-каналом о дизайне «Дизайнер»