Косячьте!

01.11.2017

Знаете, если вы что-то изучаете, момент "наконец-то я гений" никогда не настанет. Потому что это не момент, а процесс. И его можно заметить только в сравнении. Например с тем, каким лохом ты был год назад. Продолжаю занудствовать. Терпите, потом спасибо скажете.

Давеча училась играть на гитаре и развивала скорочтение.
Благодаря освоению навыка с нуля, мне удалось отследить некоторые ступени и ощущения, о которых я давно забыла. Все время забываю, что на пути развития человеческих способностей много колдобин, граблей и тупиков. 

Когда начала развивать скорочтение, процесс пошёл быстро, но не совсем осознанно и последовательно.

Дело в том, что читать-то я умела и до того, как решила потренировать этот навык. Изучила, как это делается, замерила свою скорость, написала себе алгоритм, и пошло-поехало. 

Читала сначала по три, потом по пять книг в неделю. Просто читала и конспектировала с помощью майндмапов (однажды я вам про них напишу, правда). Через три месяца снова замерила скорость, она значительно возросла. Я обрадовалась и продолжила читать и конспектировать, ещё тренировалась в приложении для развития периферического зрения. 

Через какое-то время снова замерила скорость, а там все по-прежнему. 

Получилось так, что я не освоила новый навык, не прокачала существующий, а просто попрактиковалась в своём умении и, конечно, пока занималась, увеличила показатели относительно тех, которые были, когда я читала не больше одной книги в неделю. 

То есть, произошло не приобретение нового, а просто доставание с верхних полок запылившегося старого. 

Ни одного велосипеда в процессе изобретено не было. Никаких ошибок. Никаких глобальных трудностей. 

С гитарой не так. Вот она-то мне и показала, что "не получилось" — это грабля, хватит по ней уже ходить. Я не умела играть от слова "совсем". 

Боянная картинка, чтобы вам не скучно было
Боянная картинка, чтобы вам не скучно было

Брала инструмент в руки, крутила, рассматривала, откладывала обратно. Потом снова брала, находила не замеченные ранее детали, привыкала, снова откладывала. Потом робко зажимала струны. Было чертовски больно. Пыталась извлечь звук — выходил противный скрип. Снова откладывала с вопросом, "может, ну его на фиг?".

Снова брала, изобретала способы сделать себе не так больно, извлечь хоть один приличный звук. Смотрела, как надо, канонично не получалось, делала как не надо, вопреки запретам, радовалась, что получается "хоть как-то", расстраивалась, что "не как должно быть". 

Сейчас я нахожусь в поиске, в экспериментах, в размышлениях и осознании. На меня постоянно снисходят озарения, у меня каждый день получается то, что не получалось вчера. Сначала как попало, потом как надо, но криво, потом ровно, но медленно, затем быстро, но криво, и так далее. 

Ощущения от этого процесса за одну секунду преодолевают путь от "как сложно, я не смогу" до "фигасе, как это у меня так хорошо получилось?".

А ещё бывает "ну йопт, я же вчера это умела, а сегодня туплю".

И так постоянно. В таких условиях очень легко следить за развитием, фиксировать каждое достижение, ясно ощущать построение новых нейронных связей, видеть результаты, преодолевать препятствия становится интересно, делать разнообразные попытки становится необходимо. 

Постоянно делать то, чего никогда не делал или так, как никогда не делал, менять угол обзора, наблюдать, проверять, перепроверять, переделывать. 

Не бояться ошибок, а делать их, потом, догадываться, как правильно и исправлять — это самая суть образовательного процесса. 

Когда боюсь ошибиться, я делаю в разы меньше, чем могла бы. Пока я не решаюсь приступить к чему-то, боясь провала, время, которое могло бы быть потрачено на совершение ошибок, безвозвратно уходит, и это главная ошибка — не делать. 

Делайте. Берите и делайте. 

Шансы натворить фигни максимальны. Они стремятся к сотне процентов. Обязательно натворите. Однако, осознав это, поймёте, как сейчас не надо и сделаете по-другому. Оно снова может оказаться фигней, и тогда вы снова переделаете. Через миллион попыток вам уже будут давать Нобелевскую премию, а вы все будете сомневаться и переделывать, потому что фокус в том, что с каждой ошибкой вы растете. И каждая фигня, родившаяся в ваших руках, эквивалента вашему развитию. Вместе с каждым новым косяком на этапе его исправления вы растете. 

А те, кто читают теорию и не чувствуют готовности к практике от страха провала — не растут. Они просто приобретают знания, которые помогают в освоении навыка весьма косвенно. То есть, нет ничего плохого в том, что ты знаешь наизусть Евгения Онегина, слышишь его стихотворный размер и узнаешь художественно-выразительные средства, но это не гарантирует тебе способности сесть и написать шедевр. У тебя есть шанс написать фигню, применив все свои знания, а потом всю жизнь исправлять ее, доводя до совершенства. И так, наверное, во всем. И это хорошая новость для тех, кто косячит. 

Косячьте. Но не оплакивайте каждый свой косяк, аргументируя свою неспособность к дальнейшим действиям, а берите сразу другой и косячьте более изощрённо, чем в прошлый раз. 

В конце концов, даже если вы ничего не добьётесь, вы накопите сотню классных историй для внуков и научитесь замечать и исправлять ошибки, а это, прям, ваще, какой важный навык. Видите, я тут как раз именно этим и занимаюсь, внучата.

Еще раз: я ошибалась, что ошибаться нельзя. 

Нельзя несколько раз одинаково. Каждый раз по-разному — можно. Нужно.

Если вы еще не с нами, подписывайтесь на канал для тех, кто не ссыт ошибаться.