Управление гневом

Cегодня в западной культуре сформировался идеал человека, которому практически чуждо такое чувство, как злость: он мягок, вежлив, а если и недоволен чем-то, то умеет сдерживать свои эмоции. Однако злость, которой мы запрещаем внешнее выражение, обращается внутрь, на нас самих, что способно вызвать гипертонию или иные психосоматические симптомы.

Анна Фенько  психологВсе статьи

Повсеместную распространенность депрессии в западном обществе специалисты, в частности, связывают и с традицией подавления злости.

Проявления этой эмоции разумнее принять, научившись их контролировать. Долгое время популярным было такое средство, как разрядка возбуждения в социально приемлемой форме: детям – активные игры, их родителям – практичные средства снятия эмоционального напряжения вроде дешевой посуды для битья. Но эксперименты, проведенные еще в 60-е годы*, показали: если предоставить людям возможность отдубасить надувные игрушки или разнести что-нибудь вдребезги, их желание отомстить реальным обидчикам не уменьшается. Было доказано, что чувства нельзя пустить в произвольное русло. Они имеют вполне определенную направленность, и обмануть самого себя, сжигая чучело начальника, не удается.

Приняв свои эмоции, учиться их выражать в конструктивной, не агрессивной манере

В последнее время идея управления гневом становится все более популярной. На эту тему выходит множество книжек и телепередач, предлагаются специальные тренинги, после которых гнев становится «конструктивным и управляемым». Новая психологическая практика подчеркивает позитивные аспекты гнева.

«Это совершенно естественная, здоровая человеческая эмоция, которая повышает энергетику человека и помогает нам бороться, защищаться и нападать в ситуации опасности, – считает американский психолог Чарльз Шпильбергер (Charles D. Spielberger), один из создателей методики управления гневом. – Если бы человек не испытывал гнева, он вряд ли бы выжил в ходе эволюции»**. Главное в технике управления гневом – не избавление от эмоций, а умение выражать их в конструктивной и неагрессивной манере. Если ваш приятель регулярно опаздывает, есть вариант отчитать его («Вечно ты опаздываешь!»), что вызовет либо поток оправданий, либо ответную грубость.

В любом случае встреча будет испорчена. А можно просто описать свои чувства в момент ожидания: «Знаешь, с каждой минутой, что я здесь стоял, я все больше закипал от злости». Такая фраза тоже даст ему понять, что он не прав, но ее преимущество в том, что вы не нападаете, а констатируете. Такая констатация не ведет к эскалации ссоры, а человеку, выразившему свои чувства, становится легче.

* A. Bandura «Social Learning through Imitation». University of Nebraska Press, 1962. ** The National Anger Management Association: http://namass.org.

Источник фотографий: Getty Images

По материалам:http://www.psychologies.ru/observers/fenko-anna/upravlenie-gnevom/