Опыт и перспективы эксплуатации в Арктике атомного ледокольного флота России

М.М.Кашка, Н.В. Мантула, А.В. Пономаренко, ФГУП «Атомфлот»

В статье представлен краткий обзор опыта эксплуатации, текущего состояния и перспектив развития атомного ледокольного флота в обеспечение дальнейшего экономического становления арктического региона России.

За период 1959-1991 гг. в Советском Союзе было построено 8 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз - контейнеровоз. В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.).

Атомный ледокол "50 лет Победы"
Атомный ледокол "50 лет Победы"

Атомный ледокольный флот в своем развитии прошел ряд этапов.

Первый этап связан с а/л «Ленин», который продемонстрировал надежность и безопасность судовой атомной энергетики.

Ледоколу поручались проводки судов на самых тяжелых участках трассы Северного морского пути. Была подтверждена радиационная безопасность ядерной энергетической установки ледокола, как для экипажа судна, так и для окружающей среды.

На втором этапе в строй вступили а/л «Арктика» (1975 г.) и а/л «Сибирь» (1978 г.). Они подтвердили экономическую целесообразность использования ядерных энергетических установок (ЯЭУ) на судах. Высокая надежность ЯЭУ, неограниченность районов плавания и длительности навигации обеспечили сокращение простоев ледоколов и улучшение экономических показателей их работы. Затраты на перевозку грузов по Севморпути уменьшились в связи с увеличением грузоподъемности транспортного флота, ускорением движения судов, расширением навигационного периода до круглогодичного в западном секторе Арктики.

Читать статью полностью