Как открыть кофейню и выйти в плюс уже через год

(читать ~12 мин.)

Каждый задумывался о собственном бизнесе. Прельщает неограниченный заработок, независимость, самореализация. Открытие кофейни – интересный проект как для тех, кто уже занимается предпринимательством, так и для новичков.

Основание и развитие своего «кофейного дела» – достаточно привлекательное занятие.

Во-первых, это стильно: само слово «кофейня» ассоциируется с тонкими ароматами, неспешными беседами кофейных гурманов, почти семейной камерной обстановкой.

Во-вторых, для запуска своей кофейни не нужно солидных вложений, а сам бизнес не так уж и сложен.

Так ли это на самом деле? Давайте разбираться и составлять черновик бизнес-плана.

Инвестиции в новый бизнес

Прибыльное дело требует серьёзных вложений. Кроме финансов нужны знания, силы и время. Даже если последние три ресурса в неограниченном количестве (что все же редко бывает), главный вопрос – это деньги.

Конечная смета зависит от массы факторов. Выделим основные:

  • концепция заведения;
  • локация кофейни;
  • площадь и планировка помещений;
  • тип рабочего оборудования;
  • продвижение;
  • запасы расходного материала.

Это шорт-лист общих факторов. В каждом конкретном случае их гораздо больше.

Концепция

Источник: tmdizza.ru
Источник: tmdizza.ru

Если вы мечтаете открыть кофейню в городе-миллионнике, то нужно детально продумать уникальное торговое предложение.

Что нового любителям свежего кофе предложит ваше заведение?
Почему они должны покупать этот напиток именно у вас?
«Вкуснейший свежий кофе» или «Бодрящие ароматы»?

Вряд ли это подойдёт, нужно что-то по-настоящему необычное. Москвичи и петербуржцы избалованы обилием кофеен: в столицах большая конкуренция, представлены глобальные и российские бренды. А вот в других крупных городах есть свободные ниши.

Месторасположение

Источник: oksanadanylko.com
Источник: oksanadanylko.com

Высокая проходимость – основа успеха. В идеале кофейню нужно открывать ближе к центру города.

Вариант со строительством здания отбрасываем из-за космических расходов, остаётся аренда помещений.

Хороший вариант – снимать площади в торговом или офисном центре, где работают один-два якорных арендатора: в этом случае проходимость обеспечена. Главное – постоянными посетителями станут платежеспособные люди.

Площадь и планировка

Источник: kofejnja.ru
Источник: kofejnja.ru

120-150 квадратов – это минимум для кофейни. Площади нужно разделить на зону для посетителей, технические помещения и офисный пятачок. Санузел и складская комната по умолчанию должны быть.

Даже если планировка устраивает, необходимо вложиться в отделку (в особенности если вы задумали необычную концепцию). Затраты на покупку стройматериалов и сами работы – от 2 до 5 млн ₽.

Оборудование

В вашей кофейне будут варить кофе вручную, с помощью автомата или полуавтомата? От этого тоже зависят затраты. По критерию цена-надёжность-качество неплохим решением станет покупка полуавтоматических кофемашин.

Считается, что в Италии делают лучшие аппараты для производства кофе, поэтому можно не экспериментировать и закупить итальянское оборудование. Понадобятся минимум две кофемашины. Вложения – от 0,5 млн ₽.

Лайфхак: оборудование можно арендовать (взять в лизинг): плюс – сокращение расходов в начале проекта, минус – аппараты принадлежат арендодателю, и в случае поломки придётся погасить их полную стоимость.

Столы, стулья или кресла, специальные стойки для посетителей – без этого не обойтись. Всё зависит от концепции и видения внутренних интерьеров самим хозяином.

Стоимость зависит и от количества предметов: цена – от 100 тыс. ₽. Дизайнерская мебель, естественно, стоит в разы дороже.

Продвижение

Пример продвижения Costa с помощью теста в социальных сетях. Источник: popsop.ru
Пример продвижения Costa с помощью теста в социальных сетях. Источник: popsop.ru

Проинформировать потенциальных клиентов об открытии кофейни и её преимуществах, сделать так, чтобы посетители возвращались и рекомендовали заведение друзьям и коллегам – целый комплекс задач, решение которых также потребует инвестиций. Их объем можно сократить.

Например, ограничиться запоминающейся вывеской и точечной работой с целевой аудиторией в соцсетях, которую на первых порах можно вести без финансовых затрат.

Как бесплатно продвигать локальный бизнес мы писали в статьях:
«Чем полезен сервис «Яндекс.Справочник» для локального бизнеса» и «Чем полезен и как работает — Google Moй бизнес»

Рекомендуемые вложения в рекламу на старте: от 100 тыс. ₽.

Запасы

Ассортимент кофейных зерен для небольшого заведения должен включать 4 сорта. Этого достаточно для изготовления нескольких кофейных миксов.

Зерновой расход начинается от 40 кг в месяц. Зёрна оптом стоят по-разному, в зависимости от производителя и сорта кофе. Цена начинается от 600 ₽ за один кг. Необходимые траты на сырье – не меньше 24 тыс. ₽. Стоит проработать вопрос закупок на месяцы вперёд: кофейня будет иметь нормальный запас, а продавцы предоставят дисконт за крупный опт.

В 99% случаях в кофейнях продают десерты. Открывать собственный кондитерский цех – проект, сопоставимый с новой кофейней, поэтому рациональнее заказывать пирожные и круассаны в хорошей пекарне.

Важно, чтобы десерты были свежими и вовремя доставлялись. Оценить затраты на первом этапе сложно, так как это операционные расходы стабильно работающего предприятия.

Посуда – наименее затратная статья. Главное, её должно быть с запасом. Цена – от 40 тыс. ₽.

Вложения в проект:

  • ремонт и отделка помещений согласно концепции: 2-5 млн ₽;
  • кофейные аппараты: от 500 тыс. ₽;
  • меблировка: от 100 тыс. ₽;
  • продвижение: от 100 тыс. ₽;
  • сырьё: от 24 тыс. ₽.

За рамками сметы остались получение разрешительной документации и покупка расчетно-кассового аппарата/аппаратов.

Горизонты окупаемости

Первую прибыль принесёт первый посетитель. Но когда кофейная точка начнёт окупать себя? Давайте считать. Средний чек клиента при заказе кофе и десерта – от 150 до 300 ₽.

Обычная проходимость заведения в первое время – 50 посетителей в день. Итого: 400-450 тыс. ₽ в месяц. Приятная стадия окупаемости наступит через год-полтора.

Это расчёты по минимуму. Если оценить обстановку и выбрать правильную стратегию, «отбить» затраты и выйти на прибыльность можно и быстрее.

Существует два основных типа потребления кофе вне дома и работы: американский, когда кофе берут с собой, и европейский, подразумевающий разговоры за чашечкой без лишней спешки. В России культура потребления кофе еще не сложилась – молодежь гуляет по улицам с кофейными стаканами, люди постарше видят в кофейне эдакий мини-ресторан, где можно и нужно посидеть. Эти потребительские привычки необходимо использовать!

Кофе на вынос – неплохая практика для компактных по площади заведений. Всего-то потребуется приобрести пластмассовые термостойкие стаканы с крышками. Не будет лишним и появление в меню лёгких холодных закусок. «Купил кофе и ушёл по делам» – такая модель поведения потребителей увеличивает проходимость кофейни.

Корпоративные скидки за объем заказа – то, что гарантированно даст прибыль. Обитателям близлежащих офисов нужна регулярная кофейная энергозарядка. Доставка кофе – несложный процесс, особенно если заказчик на соседнем этаже.

Акции, бонусы и скидки (пусть и символические) для постоянных покупателей дадут дополнительный трафик. Кофеманы расскажут о вашем заведении другим: эффект сарафанного радио даже в эпоху диджитал-коммуникаций еще никто не отменял.

Стать франчайзи

Франшиза - Шоколадница
Франшиза - Шоколадница

Новый бизнес – всегда большие риски. Особенно если на рынке вас никто не знает и не ждёт. Защититься сильным брендом и работать по его правилам – разумное решение начинающих бизнесменов в сфере HoReCa. При франшизе права собственника бизнеса остаются при вас, но за пользование торговой маркой нужно платить франчайзеру (большая компания, управляющая кофейнями по всей стране).

Выгода в экономии на раскрутке: клиенты придут за кофе не конкретно к вам, а в известную кофейную сеть. Начать работу в качестве очередной точки бренда проще, чем создавать свой бренд и управлять им.

Компания-франчайзер проконсультирует по бизнес-плану, порекомендует поставщиков и сориентирует по аренде помещения. Успех вашего бизнеса выгоден и большому кофейному бренду – вы работаете на его репутацию и продвижение, а еще регулярно оплачиваете роялти.

Работа по франшизе снижает риск фиаско в разы. Минусы такого формата также видны: может банально не хватить ресурсов на выполнение корпоративных требований компании по виду оборудования, интерьеру и площади помещений и т.п.

Независимо от бизнес-модели (франшиза или самостоятельное плавание), процесс подготовки к открытию кофейни займёт от трёх месяцев до полугода.

Лучшее время для открытия

Считается, что осень – лучшее время для открытия кофеен. Сама погода располагает к приятному времяпрепровождению за чашкой терпкого горячего напитка. Чтобы кофе был вкусным, количество посетителей кофейни росло, а выход на окупаемость наступил как можно раньше, стоит изучить рынок и составить детализированный бизнес-план.

Понравился пост? Подписывайтесь на канал BusinessHacker и в числе первых получайте полезную информацию!