Доживем до понедельника

Российские старшеклассники рассказали о том, как собираются выдержать главный экзамен в своей школьной жизни

Вывод, который можно сделать из последних комментариев кураторов образования: Единый государственный экзамен сохранится, но претерпит изменения. Похоже, и учителя, и ученики, и родители свыклись с мыслью о том, что ЕГЭ жил, ЕГЭ жив, ЕГЭ будет жить, и стараются подойти к нему во всеоружии. В ходе круглого стола, организованного «Российским образованием», нынешние и будущие выпускники предельно откровенно ответили на вопросы о преимуществах и недостатках экзамена.

Анастасия Радченко, ученица 10-го класса гимназии № 94 г. Казани Республики Татарстан:

— На мой взгляд, ЕГЭ имеет как преимущества (отсутствие необходимости повторной сдачи экзаменов при поступлении в вуз, универсальные критерии оценки работы), так и недостатки (невозможность получения объективной информации о кругозоре и потенциале выпускника, обилие заданий, практическая востребованность которых ставится под сомнение). Я уже начала готовиться к ЕГЭ по русскому языку, ознакомилась с КИМами по литературе и немецкому. Подготовка и форма экзамена не вызывают у меня вопросов, хотя о нововведениях в заданиях мне мало что известно. На примере экзамена по русскому языкy могу сказать: столь глубокое изучение лингвистических явлений, предписанное нашей программой, неуместно. Мне важно уметь грамотно разговаривать на родном языке, выражать свои мысли, а не изучать грамматику языка как филологический феномен. Написание сочинений, изучение разных стилей речи, обогащение словарного запаса — вот что мне кажется наиболее полезным на уроках русского.

Однако не могу не отметить и то, насколько познавательной оказывается для меня подготовка к ЕГЭ. Благодаря заданиям с пояснениями я научилась правильно склонять числительные и верно ставить ударения в словах.

Меня радует сокращение тестовой части экзамена и увеличение количества заданий с развернутым ответом. Благодаря этому получают преимущество действительно способные ученики, им дается шанс проявить себя, а не смешиваться с теми, кто удачно отвечают наугад.

Мадина Годорозя, ученица 11-го класса школы № 44 г. Грозного Чеченской Республики:

— ЕГЭ сдавать, на мой взгляд, сложно. Если честно, приближающийся экзамен меня пугает. Сдавать я буду профильную математику, русский язык и обществознание и по каждому из этих предметов веду усиленную подготовку.

Но чем больше я погружаюсь в темы, чем больше информации впитываю, тем сильнее переживаю. Возникает такое ощущение, будто я вообще ничего не знаю, хотя предварительные онлайн-тестирования, которые я часто прохожу, демонстрируют весьма неплохие результаты.

То есть основной недостаток ЕГЭ — нагрузка на нервную систему учеников. Ребята, которые заботятся о своем будущем, живут целью успешно сдать выпускные экзамены и много переживают. А ведь это нехорошо. Ошибки можно допустить из-за эмоциональной неготовности к экзамену.

Что бы я изменила в системе проведения ЕГЭ? Убрала бы обезличенность проверки наших работ. Хотелось бы, чтобы знания учителя проверяли лично, чтобы мы общались, видя друг друга. Пусть остается такой же строгий контроль со стороны наблюдателей, пусть ведется видеонаблюдение, но нам нужны те, кто нас выслушает и услышит.

В этом году убрали тестовую часть почти из всех предметов. Она исчезла из госэкзамена по химии, физике и биологии, осталась лишь в иностранных языках. И, знаете, стало сложнее. Из четырех возможных вариантов намного проще выбрать правильный, чем давать развернутые пояснения. С другой стороны, такая форма позволяет отсеивать тех, кто сдает наугад. Ни телефон, ни шпаргалки на экзамен пронести нельзя, но это к лучшему. Если ученик честно готовился, тратил время на изучение необходимой информации, то сдать ЕГЭ можно легко и успешно. Тем более что времени на выполнение заданий и глубокие размышления дается достаточно.

Николай Ручкин, ученик 11-го класса школы № 3 ст. Павловской Краснодарского края:

— Система ЕГЭ, на мой взгляд, осложняет жизнь учеников и работу учителей. На наши и их плечи ложится серьезная нагрузка. Тем не менее сдать экзамен вполне реально, если плотно готовиться в течение хотя бы пары лет. В первую очередь это касается базового уровня русского языка и математики.

А вот при сдаче обществознания и истории возникают некоторые сложности Есть задания, суть которых никак нельзя соотнести со сдаваемым предметом. В экзаменационную работу включаются задания, связанные с искусством, литературой, другими областями, которые не изучаются в рамках курса истории. Например, встречаются вопросы, связанные с марками времен СССР, — нужно определить точный год, когда они выпущены. Опасность заключается в том, что к подобным заданиям невозможно подготовиться заранее. А значит, это может уменьшить итоговый балл, что при нынешних условиях поступления в вузы очень болезненно. Тонкости другого плана есть и в экзамене по обществознанию. Ученикам необходимо следить за тем, что происходит в стране и мире, быть в курсе новостей политики, экономики, общества. А ведь школьный курс предполагает изучение дисциплины без какой-либо конкретизации, дается только общая теория: политические движения, экономические системы. Небольшие сложности присутствуют и в процедуре сдачи русского языка. Одно из последних заданий — написать сочинение по прилагаемому тексту и определить в нем тему. Во-первых, это субъективно. Во-вторых, тексты попадаются порой очень сложные, и, чтобы сформулировать тему, нужно знать азы философии. Поэтому можно было бы засчитывать те работы, в которых ученик хотя бы движется в нужном тематическом русле. Хотелось бы, чтобы учителя входили в положение учеников. Да, наши педагоги проходят все этапы подготовки к экзамену вместе с нами, посещают курсы, проводят дополнительные занятия. Но ведь мы сдаем несколько предметов. И о тех предметах, которые не сдаем, нельзя забывать — оценки по ним идут в аттестат.

Денис Марков, ученик 10-го класса школы № 33 г. Якутска:

— На сегодняшний момент Единый государственный экзамен — это данность. Даже если кто-то отрицательно относится к ЕГЭ, то от него никуда не деться. На мой взгляд, главный недостаток такой формы — школьная программа сводится не к тому, чтобы дать ребенку знания, которые пригодятся во взрослой жизни, а к тому, чтобы только сдать ЕГЭ. В то же время Единый госэкзамен имеет ряд плюсов. Например, отпадает необходимость куда-то ехать для поступления — достаточно отправить вместе с документами свои результаты. Или критерии оценивания, которые известны заранее. То есть система достаточно прозрачна. Если бы у меня была возможность что-то скорректировать, я бы обратил внимание на то, что экзамен не учитывает индивидуальные способности отдельно взятого ученика. Залог успешной сдачи ЕГЭ — систематическая подготовка на протяжении ряда лет. С каждым годом задания КИМ становятся все сложнее и сложнее. Мы в курсе, что убрали блок заданий с выбором одного правильного ответа, и готовимся правильно решать задания части № 2. Теперь будет иметь значение качество подготовки, ведь не секрет, что раньше многие надеялись на удачу при решении тестовой части. К тому же в ближайшей перспективе перечень обязательных для сдачи предметов расширится. На мой взгляд, это спорно. При поступлении в вуз учащийся выбирает определенную специальность и тратит время на подготовку к экзаме- нам по тем предметам, которые в дальнейшем ему, возможно, не понадобятся. Это нерационально. Кроме обязательных, я планирую сдавать обществознание, а со вторым предметом пока не определился. Скорее всего, это будет история или английский язык. Мы с учителем уже готовимся. Например, по обществознанию один урок в неделю обязательно посвящен разбору заданий в формате ЕГЭ.

Алексей Татусов, ученик 9-го класса лицея № 82 г. Челябинска:

— ЕГЭ — это большая контрольная работа по всему школьному курсу. И если ты на совесть учился до экзамена, то во время его сдачи настолько погружаешься в задания, что можешь выудить из своей головы уже давно пройденный материал. Но и недооценивать ЕГЭ нельзя, ведь от набранных баллов зависит твое будущее. Я сейчас в девятом классе, мне вот-вот сдавать ОГЭ по математике, русскому языку, обществознанию и информатике. И это будет для меня хороший опыт по подготовке к ЕГЭ, который, разумеется, намного серьезнее. В чем преимущества ЕГЭ? Главное — такая форма ставит всех учеников в равные условия. Вся Россия сдает экзамен по единым требованиям. Благодаря подкованности и упорному труду я смогу поступить в престижный вуз хоть в другом конце страны.

Многие мои друзья тоже любят учиться, им нравится демонстрировать свои знания, например на олимпиадах. И на ЕГЭ было бы не так сложно, если бы не одно «но». Нам, школьникам, тяжело психологически. Сдавать ЕГЭ страшно. Но учителей хочется поблагодарить. Педагоги поддерживают нас морально, отвечают на все возникающие вопросы, проводят дополнительные занятия, мы тренируемся без ошибок заполнять экзаменационные бланки.

ЕГЭ сдать можно. И даже нужно. Это является примером дисциплинированности и ответственности ученика, возможностью получить качественное высшее образование.