«От того, что и как будет написано в учебниках, зависит отношение целого поколения молодежи к истории своей страны»

28.09.2017

Сегодня в отечественном образовании найдется немного людей, чья деятельность и чье мнение вызывали бы равное уважение как в среде профессионалов, так и в широких общественных кругах. Именно таким человеком с непререкаемым авторитетом является блестящий историк, ученый с мировым именем и большой интеллектуал Вячеслав Никонов. В этом лишний раз убедилось «Российское образование», изучив наиболее резонансные его высказывания.

Досье | Вячеслав Никонов.

Родился 5 июня 1956 г. в Москве. Отец Алексей Никонов — бывший работник НКВД, профессор МГИМО, сотрудник ИМЭМО, редактор журнала «Коммунист». Мать Светлана Молотова — единственная дочь Вячеслава Молотова и Полины Жемчужиной. Оба доктора исторических наук. Выпускник московской спецшколы № 1 и исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Являлся депутатом Государственной думы России I и VI созывов, в настоящее время — депутат Госдумы VII созыва, председатель Комитета по образованию и науке. Член Высшего совета партии «Единая Россия». Доктор исторических наук, профессор, декан факультета государственного управления МГУ. Автор около 900 научных работ, биограф своего деда Вячеслава Молотова, одного из высших руководителей ВКП и СССР. Женат, трое сыновей. Владеет английским и французским языками. Один из первых знатоков телевизионного клуба «Что? Где? Когда?».

Об уровне российского образования

— Россия — самая образованная страна на планете, потому что 60% взрослого населения РФ имеет высшее и среднее специальное образование. На втором месте — Канада с 52%, Соединенные Штаты — на пятом с 43%. Однако мы понимаем, что порой за цифрами стоит не очень качественное образование и далеко не все довольны нашей образовательной системой. Но все больше и больше людей поступают в вузы, и в них бывают огромные конкурсы. Мы в принципе считаем, что фундамент отечественного образования относительно крепок.

О необходимости перемен в отрасли

— Образование — это вещь, которая уважает традиции. Я не являюсь сторонником резких реформ и не считаю, что прежняя система была в чем-то необратимо порочной. По многим параметрам наши образование и наука отстают. Наши лучшие ученые признают, что есть такие направления, в которых мы даже не понимаем, о чем идет речь. Поэтому не видеть того, что происходит в образовании и науке на Западе и Востоке, тоже нельзя. Невозможно создать инновационную экономику, если учиться по учебникам XX века.

О преимуществах Единого государственного экзамена

— Что я знаю точно — назад пути нет. Сегодня гораздо больше людей поддерживают систему ЕГЭ, чем отрицают ее. Назвать эту систему совершенной нельзя,но в мире она используется очень широко. И у нас уже сейчас дает шанс талантливым детям со всей страны поступать в лучшие вузы. Серьезный недостаток ЕГЭ: в выпускном классе ребята перестают учиться по всем предметам, по которым не сдают экзамен. Полагаю, следует вернуть назад учет среднего балла аттестата при поступлении в вуз. Это заставит уделять больше внимания всем предметам.

О важности русского языка

— Я не уверен, что наш великий ученый-химик Менделеев создал бы свою периодическую систему, если бы егоучителем русского языка в гимназии не был поэт Ершов, автор сказки «Конек-Горбунок». Это неожиданное сочетание, но именно из таких сочетаний и складывается большой ум. Поэтому самые разные знания в самых разных областях очень необходимы современному человеку, который действительно хочет многого в жизни добиться.

О присутствии в школах религии

— Не видел еще ни одного образованного человека на планете, которому повредило бы чтение Библии или Корана: на них веками держалась культура человечества. Не все люди верующие, но не все должны быть безграмотными в вопросах культуры.

О позициях отечественных вузов в международных рейтингах

— Если бы, например, в рейтинги ввели такой критерий, как количество спутников Земли, принадлежащих университету, то МГУ не было бы равных. Но поскольку критерии составляют в Гарварде, а Гарвард спутников не запускает, то такого критерия никогда не будет. Поэтому мы не комплексуем по поводу того, что не попадаем в международные рейтинги. В России — свои рейтинги, которые нас вполне устраивают. Мы знаем, что у нашей страны очень хорошие образовательные, культурные, научные традиции.

Об отношении Запада к России

— Отношение к России во многом определялось той оценкой, что сторона, проигравшая в холодной войне, сдалась на милость победителям. Джек Мэтлок описывал: «Мы выиграли холодную войну и можем делать, что хотим. Русским просто придется привыкнуть к тому, что они больше не великая держава, и мы можем не обращать внимания на их мнение». Эта позиция привела многих русских к выводу, что «Запад примет Россию не в качестве партнера, а только в качестве подчиненного придатка». Проамериканские жесты воспринимались на Западе просто как должное. А любая активность России, особенно в СНГ, стала рассматриваться как проявление неоимпериализма.

О месте нашей страны в глобальной политике

— В Кремле полагают, что Россия — одна из тех немногих стран в мире, которые способны и будут вести собственную внешнеполитическую игру, выступать самостоятельным центром силы, сохраняющим суверенитет во внутренних и международных делах. Потенциал для этого есть: постоянное членство в Совете безопасности ООН, единственная евро-тихоокеанская держава, энергетическая, ядерная, космическая, ресурсная сверхдержава, внесшая немалый вклад в развитие мировой цивилизации на протяжении последнего тысячелетия.

О русском мире

— Все, что делает Россия, будет воспринято неоднозначно и будет критиковаться. Когда я произношу словосочетание «русский мир», я имею в виду самоидентичность и ничего другого. Например, русская община в Уругвае, появившаяся 100 лет назад. Там уже не говорят по-русски, но там есть замечательные ансамбли русских народных плясок.

О национальном самосознании

— От того, что будет написано в учебниках, и оттого, насколько убедительно и увлекательно это будет написано, зависит отношение целого поколения молодежи к истории своей страны. Всегда необходимо помнить, в какой стране живешь и работаешь, знать ее традиции. У нашего отечества великое прошлое. Ветвь арийского племени спустилась с Карпатских гор, мирно заселила Великую Русскую равнину, Сибирь, самую холодную часть планеты, дошла до Тихого океана, основала форт Росс, впитала в себя соки богатейших культур Византии, Европы, Азии, разгромила страшнейшего врага человечества — нацизм, проложила дорогу в космос.

О Вячеславе Молотове

— Он родился при Александре III и умер при Михаиле Горбачеве. Прожил огромную жизнь, которая вынесла его из вятской глубинки к вершинам мировой политики и опустила в омут опалы. Не раз ему приходилось пройти по лезвию бритвы, балансируя между жизнью и смертью.

Секретарь ЦК в 31 год, член Политбюро — в 36, премьер-министр Советского Союза — в 40…

Я любил его и люблю. Как иначе относиться к человеку, который нянчил тебя на руках, заботился о тебе, переживал за тебя? Которому я обязан жизнью — и не только потому, что на четверть состою из его генов. Когда в Крыму в трехлетнем возрасте я сорвался с мостков в море, он прыгнул и достал меня с глубины, откачал…

Умный, убежденный, начитанный, знающий все и обо всем — о таком деде можно было только мечтать.