Проектное управление инвестициями в человеческий капитал

31.07.2018

Для развития единого образовательного пространства региона применили проектный подход

В Республике Тыва проектное управление находит применение во всех общественно значимых сферах. Не стала исключением и система образования. Проектное управление активно внедряется в Министерстве образования и науки РТ с 2017 года и показало себя как наиболее эффективный способ добиться лучших показателей качества образования.

Лиха беда — начало. Всего в портфеле Минобрнауки Республики Тыва в 2017 году находилось восемь проектов. Несмотря на разные показатели и целевые значения, все они были направлены на выполнение одной задачи — повышение качества образования. Так, в 2017 году реализован проект «Успешный выпускник», который позволил достичь поставленных целей по повышению качества образования с 88% до 96,27%.Реализация проекта шла по трем важным направлениям: создание соответствую- щих условий в школах, показывающих низкое качество образования, широкомасштабная работа с кадрами данных школ по повышению их квалификации и индивидуальная работа с выпускника- ми 9-х и 11-х классов для успешной сдачи ими ГИА. Внедрен механизм кураторства со стороны школ, имеющих стабильно высокие результаты, над школами, показывающими низкое качество образования, обеспечена методическая поддержка отстающих учебных заведений. Для педагогических и руководящих кадров школ Минобрнауки РТ разработало единые кейсы, куда вошли все методические материалы, разработки уроков, единые программы, учебные планы, что способствовало формированию единого образовательного пространства. Улучшена материально-техническая база этих школ на сумму более 20 млн рублей. «Во всех школах, участвовавших в проекте, отмечена положительная динамика по многим предметам в 9-х и 11-х классах по сравнению с 2016 годом, — отметила министр образования и науки РТ Татьяна Санчаа. — С 88% до 96% увеличилась доля выпускников 11-х классов, успешно сдавших экзамены». Доля выпускников школ, не получивших аттестат о среднем общем образовании, снизилась в три раза. Проект «Успешный выпускник» был представлен для участия в федеральном конкурсе «Проектный Олимп», проводимом администрацией президента РФ, по итогам которого вошел в число лучших проектов по номинации «Лучший проект года». В регионе реализуется проект главы Республики Тыва «В каждой семье — не менее одного ребенка с высшим образованием», в рамках которого создаются условия для достижения высшего образования детьми из малообеспеченных, многодетных семей республики, не имеющих членов семьи с высшим образованием в трех поколениях. За четыре года в рамках реализации проектав вузы страны поступили 2226 участников проекта. В 2017-м показатель поступления в вузы на 2% выше, чем в 2016 году.

Проект «Современная цифровая образовательная среда в Республике Тыва» позволил создать единую цифровую образовательную среду посредством внедрения новых цифровых технологий. Приобретено техническое оборудование для видео-конференц-связи, оказывается техподдержка ГИС «Контингент» и 100-процентное его заполнение. Организовано онлайн-обучение для учащихся, студентов и педагогов по четырем программам.

Таланты без внимания не останутся. Ежегодно растет число детей, охваченных дополнительным образованием, в рамках проекта «Доступное дополнительное образование для детей Республики Тыва». В рамках проекта активизировалась деятельность военно-патриотических клубов. Всего в 2017 году в республике открыто 33 военно-патриотических клуба — больше на 35%, чем в 2016-м (60 — ВПК). В настоящее время в 93 клубах охвачено 3368 детей (в 2016 г. — 1756 детей). Создан Центр технического творчества детей на базе МБОУ «Лицей № 16» г. Кызыла и Центр по выявлению и сопровождению одаренных детей на базе Республиканского центра развития дополнительного образования.

Развитию допобразования детей способствовал ведомственный проект «Хуреш в детские сады». На сегодня национальной тувинской борьбой занимаются 35% мальчиков в возрасте от 4 до 7 лет. 23 детских сада по итогам конкурсных процедур получили 1210 спортивных матов на общую сумму 1,3 млн рублей. Проект «Хуреш в детские сады» преследует цель охватить к 2021 году дополнительным образованием 60% мальчиков в возрасте от 4 до 7 лет, способствует увлечению малышей разными видами спорта.

«В рамках проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» решались задачи создания конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, — отметила Татьяна Санчаа. — В 2016/2017 учебном году в профессиональном образовательном учреждении с. Тээли (профучилище № 13) впервые введены федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по шести новым специальностям среднего звена и по семи новым профессиям квалифицированных рабочих». Подготовка кадров в республике ведется по 45 рабочим профессиям и 71 специальности СПО.

Проект «Рабочие кадры для передовых технологий» способствует повышению уровня подготовки участников чемпионата «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия»). Ежегодно растет число студентов, демонстрирующих высокий уровень подготовки: в 2016 году насчитывалось 8 обучающихся, в 2017-м — 13. Скоро в республике откроется межрегиональная стажировочная площадка по камнетесному делу (камнеобработка) по стандартам WorldSkills Russia. На базе учреждений СПО созданы шесть кластеров, необходимых для развития экономики республики. Открыты 13 учебных производств в 10 учреждениях среднего профессионального образования.

Инвестиции в будущие поколения. Без надлежащего финансирования не могло быть и приоритетных проектов. В течение года руководство республики провело огромную работу по привлечению инвестиций из федерального бюджета. В 2017 году объем инвестиций составил 381,32 млн рублей, в том числе 359,18 млн — из федерального бюджета и 22,14 млн — софинансирование из бюджета республики. Объем инвестиций, привлеченных в 2017 году, превысил плановый показатель на 6,82 млн рублей.

«Привлеченные инвестиции позволили провести капитальный ремонт спортивных залов в 12 сельских школах, — сообщила Татьяна Санчаа. — В Тувинском политехническом техникуме открыто отделение инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, на котором учатся 75 выпускников с ОВЗ». В том же направлении работают многие средние учебные заведения, а грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, позволил создать ресурсный центр по предпрофессиональной подготовке детей с ОВЗ на базе школы № 10.

Проектное управление в развитии системы образования способствует решению узкой задачи в короткий срок, и с этой точки зрения оно себя оправдывает вполне. На данном направлении удалось сконцентрировать достаточные средства и повысить качество образования, а также создать единое образовательное пространство, которое открыто для всех, независимо от социального статуса, возможностей здоровья и места жительства.