Сергей Кравцов: "Если вовремя не обнаруживать пробелы в знаниях, то они, как ком, накапливаются к основной школе и к ЕГЭ"

09.10.2017

Волнение при сдаче Единого госэкзамена присутствует всегда. Другое дело — если учащийся подготовлен, если система образования сделала все для выявления слабых мест, то особых проблем не возникает — напротив, повысятся шансы поступить в высшее учебное заведение, полагает руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

«Я сдам!»

— Наша задача — выявлять проблемные места и вовремя реагировать на них. Если проблемы не решаются, мы принимаем административные меры.

Один из примеров — проект «Я сдам ЕГЭ», реализованный в прошлом году на Северном Кавказе. В свое время звучало много нареканий к сдаче Единого государственного экзамена в регионах СКФО, но сегодня ситуация изменилась. Количество школьников, которые не смогли преодолеть минимальный порог по русскому языку и математике, уменьшилось в три раза.

Не наказывать, а показывать

— Каждый год мы проводим совещания с министрами образования регионов и членами их команд. Рассматриваем итоги проведения Единого государственного экзамена, обсуждаем использование его результатов. Зачастую использование результатов сводилось к оценке учителей: школы выстраивали различные рейтинги. Мы считаем, это не совсем правильно. Недаром из показателей оценки деятельности губернаторов, муниципальных образований исключен показатель по ЕГЭ.

Как нужно действовать? Выявлять слабые и сильные школы для того, чтобы институты повышения квалификации, методические службы работали с ними. Что и делается. Но, опять же, не наказывая, а показывая узкие места, которые надо устранять.

Министры утверждают соответствующие региональные «дорожные карты». Если запланированные мероприятия не выполняются, тогда мы реагируем.

О вреде формального подхода

— Я считаю, что переподготовка кадров, в том числе директоров и их заместителей, должна осуществляться. Главная проблема — чему и как учат на курсах повышения квалификации, а также объективный контроль за результатами обучения.

Мы провели исследование компетенций учителей русского языка и математики. К сожалению, порядка 10% учителей математики не знают основ предмета. Как они проходили повышение квалификации? Как у них проводилась защита диплома?.. В системе повышения квалификации важны объективность и честность, а не формальное прохождение курсов.

Инструменты для самодиагностики

— Уже в нынешнем году добровольно проводятся всероссийские проверочные работы. Их задача — дать возможность школе посмотреть, насколько реализуемые программы отвечают государственным образовательным стандартам. Задания для ВПР разрабатываются в соответствии с федеральными требованиями. Это дополнительный инструмент учебному заведению для проведения самодиагностики, выявления проблемных мест у учеников начальной школы. Как показали наши исследования, если вовремя не обнаруживать пробелы в знаниях, то они, как снежный ком, накапливаются к основной школе, а затем и к ЕГЭ.

Репетиторы — не главное

— Мы часто встречаемся со стобалльниками по ЕГЭ. Я задаю им один вопрос: «Как вы учились в школе? Были ли у вас репетиторы?» И все отвечают: «У нас репетиторов не было. Мы просто хорошо учились. Ходили на все уроки, выполняли все задания. И это помогло нам показать высокие результаты»