Владимир Путин

Владимир Путин: «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, и в профессии, и в жизни»

Тезис, присутствующий в каждом послании Владимира Путина Федеральному Собранию, — состояние и перспективы отечественного образования, которое так или иначе волнует практически все общество. Судя по звучащим заявлениям, президент уверен: необходимо обновить содержание образования, сохранив при этом лучшие его традиции, глубину и фундаментальность. Стране нужны школы и вузы, которые не просто учат, а воспитывают личность. Поэтому на первый план выходит педагог — профессиональный и неравнодушный. Журнал «Российское образование» изучил послания главы государства за последние пять лет и выделил ключевые моменты, относящиеся к одной из важнейших сфер нашей жизни.

2012 год

— Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы — не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного гармоничного человека, ответственного гражданина России.

Надо признать: влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: Интернет, электронные СМИ. Сами родители и ученики теперь гораздо требовательнее, и школа должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему — быть впереди, опережать все это.

Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества, такие, скажем, как фундаментальное математическое образование, не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий. У этих предметов особая роль: они формируют личность. От того, встретит ли ученик талантливого, увлеченного своим делом учителя, во многом зависит формирование личности, судьба молодого человека.

Система образования должна строиться вокруг сильного, одаренного учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать. Школа не просто передает набор знаний. Качественное обучение без воспитания невозможно. Я прошу правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты, и в первую очередь она должна быть современной.

Нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции, летние спортивные лагеря, специальные познавательные туристические маршруты для детей. Все это должно быть доступно каждому ребенку вне зависимости от места жительства или материального положения семьи.

2013 год

— Нам нужны школы, которые не просто учат, а воспитывают личность. Граждан страны, впитавших ее ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить. Уже дано поручение, начиная со следующего учебного года, предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. Естественно, что его результаты должны наряду с ЕГЭ учитываться при поступлении в вузы и другие учебные заведения.

Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя. Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями по здоровью. Прошу подготовить комплексную программу обновления кадров для школ.

Есть еще одна проблема, которую нужно решать безотлагательно. Уже сейчас занятия во многих школах идут в две смены: почти четверть российских школ, а в городах почти половина работает по такой системе. А в ближайшие пять-шесть лет благодаря позитивной демографической динамике число школьников возрастет на миллион.

Обращаюсь к правительству, Федеральному Собранию, региональным властям: нам нужно оценить масштаб проблемы. Предусмотреть эффективные решения, в том числе так строить детские сады, чтобы в перспективе их можно было использовать под начальную школу. Это не должно привести к удорожанию проектов детских садов. И как вариант — можно рассмотреть возможность строительства школы и детского сада под одной крышей, в едином комплексе.

Мы должны продолжить развитие инфраструктуры массового детско-юношеского спорта. Делать все, чтобы повышался престиж активного образа жизни.

Следует перенастроить всю систему профессионального образования. Очень многое можно заимствовать из собственного опыта, естественно, на новом уровне. Это и возрождение школьной профориентации, и работа втузов, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий.

Большинство юношей и девушек стремятся получить высшее образование. Качество университетов и вузов должно соответствовать этому запросу. Только тогда образовательный драйв молодежи станет мощным стимулом развития страны.

Однако сегодня как в столицах, так и в регионах много вузов, которые не отвечают современным требованиям. Считаю, что для обновления всей системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочия по оценке качества образования, в том числе с их помощью добиться того, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда, а экономика и общество получили реальную отдачу.

2014 год

— Впервые за многие годы в российских школах вновь писали выпускное сочинение. Это еще один шаг к более объективной оценке знаний, кругозора, общей культуры подрастающего поколения и, что важно, качества работы преподавателей, учителей. Единый государственный экзамен позволил одаренным ребятам из отдаленных городов и поселков и семей с небольшим достатком поступить в лучшие вузы страны.

Талантливые дети — это достояние нации, и мы должны предусмотреть дополнительные возможности поддержки для тех, кто уже в школе проявил склонность к техническому и гуманитарному творчеству, к изобретательству, добился успеха в национальных и международных интеллектуальных и профессиональных состязаниях, имеет патенты и публикации в научных журналах. Предлагаю для таких ребят, поступивших в вуз, каждый год предоставлять по 5 тысяч президентских грантов. Размер гранта составит 20 тысяч рублей ежемесячно на весь период обучения в высшем учебном заведении.

Естественно, нужно предусмотреть и некоторые условия. Во-первых, студент должен взять на себя обязательство работать определенное время в России, по аналогии с программами целевой подготовки. И, во-вторых, ежегодно в течение всей учебы подтверждать право на получение гранта результатами своей успеваемости и личными достижениями. И конечно, каждый ребенок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В связи с этим недопустимо свертывание системы внешкольного дополнительного образования.

Центры художественного, технического, музыкального творчества — огромный ресурс гармоничного развития личности. Еще один острый вопрос, о котором я уже говорил в послании прошлого года, — переполненность школ и классов. Расчеты сделаны: нам необходимо дополнительно создать 4,5 миллиона учебных мест. Надо решить и задачу, поставленную в указах 2012 года и связанную с ликвидацией очередности в дошкольные учреждения.

2015 год

— В этом году 1 сентября прошла встреча с ребятами, которые собрались в Сочи в центре поддержки одаренных детей «Сириус». У нас действительно очень интересные целеустремленные дети и молодежь. Мы должны сделать все, чтобы сегодняшние школьники получили прекрасное образование, могли заниматься творчеством, выбрать профессию по душе, реализовать себя, чтобы независимо от того, где они живут, какой достаток у их родителей, у самих ребят, были бы равные возможности для успешного жизненного старта. С каждым годом у нас увеличивается число школьников, в течение ближайших десяти лет их будет на 3,5 миллиона больше. Это здорово, это очень хорошо, но важно, чтобы этот рост не сказался на качестве образования и условиях обучения, чтобы достигнутый сегодня уровень продолжал повышаться.

В школах требуются дополнительные места. По моему поручению правительство совместно с регионами подготовило конкретный план действий на этот счет. Принято решение уже в следующем году за счет федеральных средств направить на ремонт, реконструкцию и строительство новых школ до 50 миллиардов рублей. Но предлагаю посмотреть на эти вопросы шире. Для хорошего образования недостаточно только комфортных зданий. Нужна профессиональная, мотивированная работа учителя, прорывные обучающие технологии и, конечно, возможности для творчества, занятий спортом, дополнительного бразования.

Нужно взять все самое лучшее, что было в прежних дворцах пионеров, кружках юных техников и так далее, построить работу на принципиально новой, современной основе с участием и бизнеса, и высших учебных заведений.

Отмечу такой позитивный факт, как рост интереса молодежи к инженерным и рабочим профессиям, к профессиям будущего. За последние два года конкурс в инженерные вузы увеличился почти вдвое. В 2019 году в Казани состоится мировой чемпионат по профессиональному мастерству. Кстати, Россия первая в мире начала проводить такие соревнования для ребят 10-17 лет. Важно, чтобы эти турниры послужили ориентиром для школьников, для тех, кто только выбирает свою профессию. Мы должны сформировать целую систему национальных соревнований для рабочих кадров. Предлагаю назвать эту систему «Молодые профессионалы».

2016 год

— Везде, на всей территории нашей большой страны, дети должны учиться в удобных, комфортных, современных условиях, поэтому мы продолжим программу реконструкции и обновления школ. У нас не должно остаться школьных зданий, находящихся в аварийном, ветхом состоянии, не имеющих элементарных удобств.

Необходимо, наконец, решить проблему третьих смен, а дальше и вторых. И, конечно, нужно направить дополнительные усилия на повышение квалификации учителей. С 2016 года реализуется программа создания новых мест в общеобразовательных организациях. Она рассчитана на 2016-2025 годы, по 25 миллиардов рублей предусматривается.

Мы хорошо знаем, что это, прежде всего, ответственность регионального уровня. Но мы приняли решение поддержать регионы по этому важнейшему направлению. Всего в период с 2016-го по 2019 год планируется создать 187 998 новых мест в школе.

При этом самое важное, что волнует родителей и учителей, общественность, — содержание образовательного процесса, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил еще академик Лихачев: давать знания и воспитывать нравственного человека. Он справедливо считал, что нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую.

Безусловно, важно сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования. В школу уже вернулось сочинение, больше внимания стали уделять гуманитарным предметам.

Но только учебных часов из школьной программы здесь явно будет недостаточно — нужны проекты в театре, кино, на телевидении, музейных площадках, в Интернете, которые будут интересны молодым людям, привлекут их внимание к отечественной классической литературе, культуре, истории.

Важно воспитывать культуру исследовательской, инженерной работы. За ближайшие два года число современных детских технопарков в России возрастет до 40, они послужат опорой для развития сети кружков технической направленности по всей стране.

К этой работе должны подключиться и бизнес, и университеты, и исследовательские институты, чтобы у ребят было ясное понимание: все они имеют равные возможности для жизненного старта, их идеи, знания востребованы в России, и они смогут проявить себя в отечественных компаниях и лабораториях. Как уже успешно заявил о себе образовательный центр для талантливых ребят «Сириус». Считаю, что нам нужно целое созвездие таких площадок.

В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, и в профессии, и в жизни. Раскрытие его талантов — это наша задача, в этом — успех России.