Детская неврология: лечить или не лечить

Если еще несколько десятилетий назад нам не приходилось говорить о довольно обширном распространении неврологических нарушений у детей, то сегодня практически каждый новорожденный или ребенок первого года жизни имеет те или иные отклонения в этом статусе. Причем сами мамы по-разному реагируют на поставленный диагноз: кто-то следует рекомендациям врачей, кто-то больше доверяет советам соседки, которая своих пятерых воспитала и уж, конечно, является экспертом в этой области, а некоторые мамы просто выбирают страусиную тактику и отрицают очевидное. Откуда берется эта глобальная проблема и как быть, если ребенку поставлен неутешительный диагноз? Ответы на эти вопросы постараемся найти вместе с детским врачом-неврологом первой категории Натальей ТОЛБАТОВОЙ.

- Наталья Олеговна, в советское время большинство мам слыхом не слыхивали о детской неврологии. Это потому, что дети были здоровее?

- Трудно сказать – здоровее или нет, просто так было устроено общество: к детским неврологам тогда было не принято ходить, и обращались, как правило, уже при явных проблемах.

- А есть ли сейчас дети без неврологических патологий?

- Есть дети, у которых эти нарушения минимальны, и в таком случае им достаточно наблюдения, массажа или легкой коррекции.

- Многие родители встают перед дилеммой - лечить или не лечить имеющиеся нарушения?

- В том случае, когда мама принимает решение не лечить  своего ребенка, она должна понимать, что  практически каждый ребенок с перинатальным поражением ЦНС находится в группе риска по задержке моторного и речевого  развития или по тому же самому синдрому двигательной гиперактивности с дефицитом внимания. И в дальнейшем, вероятно, ребенку могут понадобиться более серьезные препараты.

- Самый распространенный диагноз - перинатальная энцефалопатия. В чем причина этого заболевания? 

- Гипоксия головного мозга ребенка, которая может возникнуть во время беременности и родов. В частности, если была угроза прерывания беременности или в случае, если беременность протекала нормально, но в этот период будущая мама перенесла какие-то простудные, вирусные заболевания. Также недостаточному поступлению кислорода к тканям головного мозга плода способствует малоподвижный образ жизни современной беременной женщины, которая предпочитает пешим прогулкам передвижение на автотранспорте и в целом не утруждает себя хотя бы минимальной физической нагрузкой, а в результате – «кислородное голодание» плода и слабые мышцы живота и таза у будущей мамы. Может сказаться и неблагоприятное течение родов, но это опять-таки проистекает от физической слабости современной женщины: у многих будущих мам нет хорошей родовой деятельности, а значит, им необходимо родовспоможение. Так возникает гипоксия головного мозга.

- Каковы признаки энцефалопатии?

- Она имеет разные симптомы. Например, у кого-то может быть синдром повышенной возбудимости, у кого-то, наоборот, синдром «вялого ребенка». В дальнейшем при мнимом выздоровлении, когда, казалось бы, ребенок восстановился, у него может наблюдаться нарушение речевых функций, низкая концентрация внимания, нарушение осанки, косолапые стопы – все это последствия перинатальной энцефалопатии. Поэтому ребенок должен наблюдаться у невролога даже тогда, когда нет существенных жалоб – не реже одного раза в год, особенно в первые три года жизни.

- У младенцев часто бывает судорожный синдром. Это предвестник эпилепсии?

- Не обязательно. В первые трое суток жизни они могут быть, но это не означает, что они будут повторяться. А судороги первого года жизни бывают как доброкачественные, которые проходят с возрастом, так и злокачественные. Все очень индивидуально и требует наблюдения врача.

- Может ли перинатальная энцефалопатия спровоцировать развитие эпилепсии?

- Эпилепсия бывает наследственного характера или возникает в результате поражения головного мозга - так называемая симптоматическая эпилепсия. Чем лучше качество обследования головного мозга с развитием прогресса, тем чаще выявляются случаи симптоматической эпилепсии. Если раньше эти симптомы считались неуточненными, то сейчас МРТ головного мозга с большим разрешением позволяет установить этот диагноз.

- Можно ли ребенку делать прививки при неврологических нарушениях?

- Неврологических противопоказаний нет. Если же возникают какие-то острые процессы, то каждый случай рассматривается в строго индивидуальном порядке.

- Часто даже маленькие дети жалуются на боли в шее. Это остеохондроз так помолодел?

- Да. У маленьких детей достаточно часто бывает нестабильность шейного отдела позвоночника, что в дальнейшем является  причиной развития остеохондроза позвоночника. Залог здорового позвоночника – это крепкий мышечный корсет, то есть чем крепче мышцы, тем лучше они держат осанку и шею в правильном положении.  Занятия лечебной гимнастикой, массажем и посещение спортивных секций  - хорошая профилактика ранних остеохондрозов и возможность обойтись в дальнейшем без медикаментозного лечения.

- Еще одна распространенная проблема у детей - ночной энурез. Когда ребенок должен проситься на горшок?

- К трем годам у него должно быть сформировано это понятие. Но в каких-то индивидуальных случаях допускаются такие «неприятности» до четырех-четырех с половиной лет. Сам диагноз «энурез» ставится только с пятилетнего возраста. Причины бывают разные. Есть стрессовый, невротический энурез, когда недержание мочи появляется как невротическая реакция. А есть неврозоподобный энурез, когда просто не сформировался рефлекс: мочевой пузырь наполнен, но не подается сигнал в головной мозг. Ребенку назначается лечение, и чем раньше оно будет проведено, тем быстрее эти связи будут налажены. При этом очень важно соблюдать питьевой режим и  до трех лет снять с ребенка памперсы!

- Часто родители жалуются на задержку развития речи у детей. Всегда ли это свидетельствует о какой-то патологии?

- Есть такие варианты, когда ребенок не говорит, но совершенно нормально развит. Но очень часто к  неврологу на прием приходят дети, которые даже по уровню развития, понятий и навыков не соответствуют своему возрасту. И тут понятно, что речь идет вторым вагончиком за задержкой развития.

- Почему сейчас больше детей с различными нарушениями речи, чем, скажем, 20-30 лет назад? 

- Во многом потому, что снижен речевой контакт мамы с ребенком, которого практически с рождения усаживают перед телевизором, поэтому современная мама разговаривает со своим ребенком значительно реже. Также играет свою роль ограничение свободы ребенка. Сейчас очень много разных приспособлений – прыгунки, ходунки, манежи, которые облегчают маме жизнь, но делают менее активным и эффективным ее общение с ребенком. Британские ученые на этот счет даже проводили исследования и выяснили, что дети, которые находятся в ограниченном пространстве на первом году жизни, развиваются с задержкой. Или же столь любимые многими родителями ходунки, которые показаны лишь в тех случаях, когда ребенок задерживается в своем развитии: например, ему уже год, а он не стоит и не ходит, тогда ему нужно показать, что есть вертикальная поза. А в остальных случаях ходунки не нужны и даже вредны. Ведь очень часто у ребенка бывает нарушение тонуса, которое с помощью массажа можно устранить. Но если ребенка с транзиторным гипертонусом сажают в ходунки, он приучается отталкиваться передней третью стопы, и у него закрепляется шаговое движение на цыпочках. Поэтому очень часто можно видеть детей, у которых уже нет повышенного тонуса, но они все равно продолжают ходить на цыпочках. Это тоже своего рода педагогическая запущенность.

- То есть такие дети неврологически здоровы и не нуждаются в медикаментозном лечении?

- Правильнее сказать, что эти дети изначально были бы здоровее, если бы у мамы был другой подход к воспитанию. Очень часто в основе какой-то задержки лежит педагогическая запущенность. Потом мы, конечно, ее лечим медикаментозно и помогаем устранить нарушения. Но всего этого можно было бы избежать, то есть в основе многих проблем, которые мы сейчас видим у современных детей, все-таки неправильный подход к воспитанию.

- Двигательная гиперактивность – где же та грань между патологией и темпераментом?

- Вообще, до пяти лет этот диагноз стараются не ставить. В дальнейшем двигательную гиперактивность определяют с помощью специальных неврологических тестов строго индивидуально. Если диагноз подтверждается, ребенку назначается соответствующее лечение, и при нормальном течении синдром двигательной гиперактивности должен скомпенсироваться к десяти-одиннадцати годам. Но иногда приходят мамы, которым просто не нравится, что их дети очень темпераментные, приходится объяснять, что ребенок в лечении не нуждается. Поэтому определить - лечить или не лечить двигательную гиперактивность – может только невролог или психолог. Очень часто таким детям показана помощь именно психолога: если еще пару лет назад в Курске было сложно найти хорошего специалиста, то теперь с этим проблем не возникает.

- С какого возраста желательно показать ребенка психологу?

- В три года нужно обращаться, если у мамы возникли какие-то вопросы и ей кажется, что ребенок неуправляемый или гиперактивный. И психолог может объяснить маме тактику поведения с таким ребенком. Ведь иногда можно обойтись и без таблеток: вовремя оказать подросшему ребенку психологическую помощь. А можно таблетку дать и не помочь - в ситуациях, когда имеется какой-то семейный разлад. В действительности, случаев двигательной гиперактивности не так уж много, если бы не бытовые семейные проблемы, которые провоцируют ее у некоторых детей.

- Если у ребенка возникают трудности в обучении, можно ли его как-то наставить на путь истинный?

- Если ко мне на прием приходит ребенок с нарушениями школьной адаптации, то для начала мне опять же хотелось бы ознакомиться с заключением психолога, а уже потом делать какие-то выводы. Так, нарушения памяти или концентрации внимания у ребенка поддаются медикаментозной коррекции. Однако при низкой мотивации к учебе никакой волшебной таблетки нет, значит, этот ребенок – пациент психолога, который, поработав с ним, сможет мотивировать его на учебу.

Подготовила Юлия ПРОНСКАЯ