Певческие истоки "Курских песен"

Мир восторгается необычайно богатым даром уроженца нашего края Георгия Свиридова, его музыкальными способностями и православной одухотворенностью. Богатая музыкальными и другими талантами фатежская земля не могла не породить легендарную личность - гения современной музыки, продолжателя славных певческих традиций соловьиного края.

У истоков развития музыкального образования в Фатеже стояла православная церковь. Во всех без исключения городских и сельских учебных заведениях, курируемых духовным ведомством (церковно-приходских, начальных, земских, ремесленных), в обязательном порядке преподавалось пение. С этой целью за школой "закрепляли" священника, получившего музыкальное образование во время учебы в семинарии.

К моменту рождения Свиридова в Фатежском уезде при четырех церковно-приходских учебных заведениях существовали певческие хоры. В 1896 году мужскую и женские школы Фатежа посетил курский губернатор, граф Алексей Дмитриевич Милютин, который отметил высокий уровень музыкальной подготовки учащихся. "Во время Великого поста 1900 года в уезде велись духовные чтения на тему "Палестиноведение". Хор певчих Покровского храма Фатежа под управлением псаломщика Николая Чефранова исполнял священные песнопения, чем очень привлекал слушателей.

В 1910 году широкую известность получил хор Смородинского второклассного училища во главе с учителем Авксентием Васильевым, виртуозно исполнивший Литургию и чин погребения при похоронах фатежского священника Павла Дмитриевича Ефремова. В том же году учитель Самодуровской школы Иван Козлов был назначен исполняющим обязанности учителя Троицкой второклассной школы с возложением обязанностей обучать детей церковному пению и игре на скрипке, а также управлять церковным хором.

Для усовершенствования навыков педагогического состава в Курской епархии были открыты курсы пения для учителей церковно-приходских школ, в том числе и из Фатежского уезда. Преподавались нотная грамота, игра на скрипке, церковно-славянское чтение, педагогика и другие предметы. В результате такого обучения каждый выпускник мог сыграть как минимум на одном инструменте и пропеть наизусть Божественную Литургию.

Георгий Васильевич с раннего детства был окружен людьми, имеющими непосредственное отношение к музыке и пению. На музыкальных инструментах играла его мама, преподававшая также и пение. Прекрасными исполнительницами были обе бабушки. Дядя Федор Федорович, балагур-частушечник, научил племянника играть на гармошке. Сверстники из окружения Георгия Свиридова хорошо пели и играли на музыкальных инструментах, организовав деревенский хор. По воспоминаниям Лидии Васильевны Гольцовой, во время приездов Георгия Васильевича на каникулы в деревню Чаплыгина вечерние посиделки молодежи превращались в многоголосый хор. Георгий Васильевич играл на балалайке или гармошке, его приятель Виктор Чаплыгин - на мандолине, сестра Виктора Нина и двоюродные сестры Свиридова Ольга и Нина исполняли партии на гитарах. Запевалой чаплыгинского хора была сверстница Георгия Васильевича Марфа Васильевна Кононова (Лятт), певшая в последние годы в церковном хоре Тихвинского храма Фатежа. Эти молодежные лирические песнопения о любви, ревности, сердечных страданиях легли в основу свиридовских "Курских песен", а также других бессмертных произведений нашего великого земляка.

Лидия Сергеева