Найти в Дзене
Русский маркетинг

«Рекламы в СССР не было». 5 плакатов, которые это опровергают

Оглавление

Кажется, что в СССР совсем не было рекламы, потому что не было развитой индустрии как западных странах. Но это лишь часть правды. На самом деле, реклама просто имела другие формы, по сравнению, например, с США. Колумбийский писатель-прозаик и журналист Габриель Гарсия Маркес даже написал очерк, который называется в переводе «СССР — это 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы!». Настолько для иностранцев СССР ассоциировалась как страна без рекламы.

Мы посмотрели на то, как обычные вещи в обиходе рекламировались в СССР в плакатном виде и сделали небольшую подборку:  

«Электрополотер», Иенсен О., Трухачев В. В., 1954

«Электрополотер», Иенсен О., Трухачев В. В., 1954
«Электрополотер», Иенсен О., Трухачев В. В., 1954

Для тех кто не знает, то полотер был популярным устройством в советское время. Дело в том, что паркет покрывали не лаком, а мастикой. И для того, чтобы натереть пол для блеска и приложить минимум усилий использовался полотёр. Раньше, натиранием паркета занималась вручную и это отнимало кучу времени. Причем этим занимались студенты, прислуга и низшие воинские чины, юнкеры. Действие устройства было простым — двигатель вращал щетки и после поступательных движений паркет уже блистал.

«Пастеризованное молоко в бутылках». Побединский А. Н., 1938

«Пастеризованное молоко в бутылках» 
Побединский А. Н., 1938
«Пастеризованное молоко в бутылках» Побединский А. Н., 1938

Второй плакат из нашей подборки создал известный промышленный график, дизайнер и художник Александр Николаевич Побединский. В основном художник сотрудничал с журналом «Техника-молодежи». С помощью его работы журнал получил свой узнаваемый облик.

Также Александр Николаевич иллюстрировал обложки кинг, которыми были романы Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» и «Час Быка». Побединский в рекламе в основном работал с товарами: реклама парфюмерии, мороженного, конфет и как мы видим по плакату и молока.

«Лучших сосок не было и нет» Маяковский В. В., Родченко А. М.,

«Лучших сосок не было и нет» Маяковский В. В., Родченко А. М.,
«Лучших сосок не было и нет» Маяковский В. В., Родченко А. М.,

Одной из самой знаменитой парой, которые создавали рекламу  выходящую за рамки, были фотограф и художник Александр Родченко и поэтом Владимир Маяковский. Они создавали рекламу для крупных государственных заказчиков: ГУМ, Моссельпром, Мосполиграф, Госиздат и других.

Также их работы выставлялись на международных конкурсах: на Парижской выставке оба автора удостоились высшей награды. Также после создания объединения «Реклам-конструктора», Маяковский и Родченко решили создать единую таблицу расценок на рекламу, так как считали ее таким же ремеслом, как и другие профессии. По их мнению, плакаты, упаковки и другие виды рекламы должны были оцениваться от 30 до 50 рублей за единицу. 

«Витамин С». Андреади А.П., 1950 г.

«Витамин С». Андреади А.П., 1950 г.
«Витамин С». Андреади А.П., 1950 г.

Даже лекарства и их действие рекламировались в СССР. Создателем этого плаката был Александр Адреади, промышленный график, рекламный дизайнер, плакатист и член Союза художников СССР.

Его работы можно было увидеть на журнальных обложках для «Огонька», «Крестьянки» и «Работницы». Несколько своих знаменитых работ художник делал для компании «COVIAR», которая занималась продажей черной икры. Также его работы можно заметить в издательствах «Советская Россия» и «Госкультпросветиздат». В основном Александр Адреади работал с дизайном для продуктов: мороженое, парфюмерия и косметика, а также консервы.

«Зубная паста Хлородонт» 1929 год

«Зубная паста Хлородонт» 1929 год
«Зубная паста Хлородонт» 1929 год

История зубной пасты «Хлородонт» началась из Германии. Аптекарь из Дрездена Оттомаром Хайнсиусом фон Майенбургом придумал формулу новой зубной пасты в 1907 году, а уже через четыре года зубная паста получила золотую медаль на выставке гигиенических средств в Дрездене.

После такого успеха, продукт получил одобрение во многих странах, а также запускались международные рекламные кампании. Одна из таких представлена в виде плаката с этническим образом. Хотя, сейчас это больше всего относится к блэкфейсу. Блэкфейс — это стереотипическое отображение образа расы, в данном случае — в отношении чернокожих.

Если кажется, что эти плакаты не отражают ситуацию с рекламным рынком с СССР — у нас есть несколько сухих цифр. Информационно-рекламные плакаты и их выпуск по годам: 1956 г. — 17,806 млн. экземпляров, 1980 — 68,719 млн. экземпляров, 1985 — 58,936 млн. экземпляров, а в 1990 — 75,885 млн. экземпляров. И это только тираж плакатов, а про остальные виды рекламной продукции даже сложно представить масштабы. Поэтому считать, что в СССР не было рекламы — это неверно.

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Делитесь нашими статьями в соцсетях, если они были для вас полезны.

Рекомендуем почитать
Документы, вакансии и контакты