Предприниматели объяснили, почему россияне боятся вести малый бизнес

09.10.2017

ВЦИОМ сообщил, что желающих открыть свое дело становится меньше

Андрей Беленький

Фото: © GLOBAL LOOK press/Alexei Gyngazov
Фото: © GLOBAL LOOK press/Alexei Gyngazov

Россиян, которые хотят открыть свое дело, становится меньше: за девять лет их количество снизилось на 10% — с 32 до 22%. Лидер петербургского общественного движения «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина, знающая о проблемах предпринимателей не понаслышке, рассказала «Шторму», с чем в первую очередь сталкиваются ее подопечные — бизнесмены малой и средней руки.

Региональные власти постоянно рапортуют в Москву о том, что преграды для начинающих бизнесменов стираются, но на самом деле этого не происходит. Обычному человеку, чтобы открыть, например, в Санкт-Петербурге, булочную или киоск, необходимо с головой погрузиться в бумажную волокиту. В результате, сложилась ситуация, при которой в городе 90% крупного бизнеса и всего — 10% малых предприятий.

«Сейчас существует очень много административных барьеров. Президент говорит, что они уменьшаются, но на самом деле на региональном уровне они увеличиваются. Люди, которые и открывают, и продлевают свой бизнес, вынуждены от этого отказываться, потому что с человеческой стороны невозможно пройти этот ад бумажный», — отметила Гришина. 

Кроме того, предпринимателям мешают высокие арендные ставки. Новичкам в бизнесе приходится участвовать в тендерах на земельные участки или нежилые помещения. Их стоимость, как и на всех подобных аукционах, завышена. Посчитав все доходы и расходы, многие отказываются создавать бизнес. Те, которые все-таки рискуют, редко оказываются успешными: в Санкт-Петербурге стартапов всего несколько сотен. Многие становятся банкротами. При этом банки неохотно выдают кредиты малому бизнесу, несмотря на то что в рекламе заявляют об обратном.

«У меня есть довольно-таки яркие примеры: человек больше 10 лет работает в малом бизнесе в Питере, обратился в 12 банков, имея хорошую кредитную историю и определенные наработки по своему делу. Получил везде отказ», — рассказала глава общественной организации.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Nikolay Gyngazov
Фото: © GLOBAL LOOK press/Nikolay Gyngazov

Основная причина таких сложностей — незаинтересованность крупных компаний в конкуренции и их связь с властями, нередко коррупционная. В эпоху кризиса, который все еще актуален для России, местные исполнительные органы строят малым предпринимателям всяческие преграды в обход общероссийских проектов. «Мы очень часто сталкиваемся с тем, что исполнение федерального законодательства идет вразрез с теми постановлениями, которые принимаются на региональном уровне», — подчеркнула Гришина.

«В последние два года идет жесткая тенденция роста доли крупного бизнеса и снижения малого. Кризис продолжается. Малый бизнес, как попутная торговля, в Санкт-Петербурге мешает крупным сетям. Идет лоббирование интересов крупного бизнеса», — сказала собеседница «Шторма». 

Из-за всех этих барьеров многие предприниматели уходят в так называемую серую зону, уклоняются от налогов и экономят на официальном трудоустройстве персонала. Кризис коснулся и фрилансеров. Впрочем, в России их не так уж и много, но и им невыгодно выходить из тени. Все федеральные инициативы, связанные с самозанятыми, проваливались, считает Гришина.

ВЦИОМ сообщил, что около 75% россиян считают бизнесменов полезными для общества, потому что они создают рабочие места, платят налоги в бюджет и делают товары доступными. При этом действительно доверяют бизнесу меньше четверти граждан. Репутации предпринимательства вредит переход на серый рынок, отметила собеседница «Шторма». По ее словам, все чаще под словом «бизнесмен» подразумевают дельца, который действует незаконно и может в любой момент обмануть. Поэтому доверия к таким предпринимателям у населения намного меньше.

Как много контор вы знаете, в которых люди работают даже не по трудовым договорам? Вините в этом региональные власти, а нас — читайте!