10 СОВЕТОВ КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ МОШЕННИКОВ VK? РАССКАЗЫВАЕТ НАЧАЛЬНИК СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦСЕТИ.

Вместе с начальником управления мониторинга Владимиром Бакулиным мы вспомнили несколько не очень забавных историй, в которых доверчивость и невнимательность героев сыграла на руку злоумышленникам. Как не стать жертвой развода? Читайте подборку до конца. 

«Ваша карта VISA заблокирована, перезвоните по номеру 89123456789», — такую sms получила Ольга по пути с работы домой. Девушка возмутилась, ведь как раз сейчас хотела зайти в магазин за продуктами. Хотя у нее был Mastercard, Ольга набрала указанный номер, решив, что банк просто перепутал шаблон при отправке sms. На том конце трубки ей сразу же ответил молодой человек с очень  приятным голосом. Он сообщил, что произошла массовая компрометация карт, поэтому карта героини будет перевыпущена. Для заказа перевыпуска он попросил данные карты девушки: номер, срок действия и код на обороте карты (CVV код). Затем положил трубку, пообещав перезвонить в ближайшее время. Через 10 минут с вполне активной карты Ольги были списаны деньги за покупку в незнакомом ей интернет-магазине.

                                                                                                                                                                                      фото: Яндекс
фото: Яндекс

Совет №1. В настоящей sms о блокировке карты банк указывает последние 4 цифры ее номера. Поддельная sms — безадресная и не содержит никаких данных. Если вы хотите убедиться, что карта не заблокирована, позвоните в официальную поддержку банка. Ее номера указаны на самой карте. Обратите внимание, что контактный телефон банка не может быть мобильным. 

Мошенники взломали страницу девушки в социальной сети. Написали нескольким ее друзьям сообщения: "привет. Не одолжишь тысячу рублей до субботы? Очень срочно, поэтому лучше на карту". Пару человек вызвались помочь и перевели деньги. Чтобы перевод не потерялся, одна подруга отправила девушке sms с номером карты, с которой отправила перевод. Удивленная героиня перезвонила подруге и так обнаружила взлом. Однако было уже поздно. 

Совет №2. Получив просьбу дать в долг, положить деньги на телефон, заплатить за Интернет... перезвоните и уточните, действительно ли знакомый нуждается в деньгах. Если у вас нет его номера, подумайте, стал бы этот человек просить у вас денег? 

Сын недавно купил матери мобильный телефон. В один из вечеров женщина получила sms-сообщение: "Мам срочно положи на 89123456789 1800р мне не звони потом объясню". Женщина очень заволновалась, сразу же пошла в ближайший магазин с терминалом для оплаты и с помощью участливого продавца положила деньги на номер из sms. Через пару минут сын перезвонил и сказал, что был в метро. Деньги "утекли" к мошенникам. 

Совет №3. При получении sms-просьбы от «сына» или «друга», в первую очередь, успокойтесь и попробуйте связаться с этим человеком по имеющемуся у вас номеру. Если не отвечает — подождите немного или позвоните знакомым этого человека.

Молодая пара любила часто путешествовать. Чтобы сэкономить на перелетах, молодые люди всегда тщательно искали в Интернете билеты подешевле. Вот и в этот раз они изучили пару десятков сайтов и поисковиков. На одном из них они обнаружили специальную акцию: при покупке билета в ближайшие 24 часа — скидка 50%. И это при том, что полные цены были там намного ниже, чем в других местах. Это был идеальный вариант, и наши герои не стали упускать такой шанс. Билеты предлагалась оплатить прямо на сайте, введя реквизиты карты, что и сделали обрадованные молодые люди. Однако выбранные билеты в Париж героям истории так и не пришли. Сайт оказался поддельным, а сумма перевелась на карту мошенников. 

Совет №4. «Бесплатный сыр — только в мышеловке». К сожалению, эта прописная истина действительно верна. Если цены на обнаруженном вами сайте намного ниже рынка, а скидки невероятно щедры — задумайтесь, в чем причина? Только в подборке наших специалистов уже скопилось несколько десятков поддельных сайтов. Старайтесь пользоваться только известными и проверенными сайтами и интернет-магазинами, предварительно изучив отзывы о них.

Василий накопил немного денег и захотел купить новый ноутбук. Старый выставил на продажу с помощью бесплатной доски объявлений в Интернете. Через пару дней после размещения объявления ему позвонил Алексей и сказал, что хочет купить устройство. Деньги за товар обещал перевести безналично, а потом и вовсе заметил, что Василий сам может сделать перевод на свою карту с карты Алексея хоть сейчас. Для этого он попросил Василия прийти к ближайшему банкомату, ввести там номер своей карты, номер карты покупателя и сумму за ноутбук —15 тысяч рублей. Радуясь, что новый ноутбук уже почти в его руках, Василий последовал инструкции покупателя. Однако после завершения операции ему пришло sms из банка о списании суммы с его карты, а не поступлении. Деньги и мечта о новом устройстве достались злоумышленнику. Больше "Алексей" на звонки не отвечал. 

Совет №5. В банкомате, да и любым другим способом, вы можете перевести деньги только со своей карты на чужую. Перевод наоборот, с чужой карты или счета — на вашу карту, невозможен. Если вас убеждают в обратном — это ложь.

Однажды бухгалтеру одного из московских офисов позвонил мужчина, представился сотрудником экономической безопасности банка. Он сообщил, что по карте клиента поступил запрос на перевод 4000 рублей на номер мобильного телефона, попросил подтвердить его. Герой истории в панике ответил, что никаких переводов не делал. Тогда собеседник заверил, что может сформировать код для отмены операции, но для этого ему нужны данные карты: ее номер, срок действия и цифры на обороте карты. Уже через полминуты он эту информацию получил, правда воспользовался ей иначе.

                                                                                                                                                                           фото: яндекс
фото: яндекс

Совет №6. Помните, что операции по карте, платежи и переводы в Интернет-банке, мобильном банке НЕЛЬЗЯ отменить. Тем более, не существует никаких кодов для отмены операции или кодов "подтверждения отмены".

Совет №7. Ни в коем случае не сообщайте третьим лицам, даже если они представляются сотрудниками банка или другой финансовой организации, персональные данные или информацию о банковской карте (ПИН, СVV-код, срок действия, код 3D Secure). 

Пару лет назад перед Рождеством десяткам пользователей пришло электронное письмо за подписью платежной системы Mastercard. В письме сообщалось: «Дорогой (ая) владелец карты Mastercard, из-за неоднократных попыток мошенничества ваша карта была деактивирована. Пожалуйста, посетите защищенный сайт Mastercard, используя ссылку ниже, и активируйте вашу карту. Copyright 2012 MasterCard. All Rights Reserved». Естественно, такое официальное письмо от платежной системы удивило клиентов, оказаться с неработающей картой в праздники не хотелось никому. Многие перешли по ссылке и ввели данные своих карт в предложенную форму «Сервиса реактивации Mastercard». Ознакомившись с предупреждением, что вся информация защищена, они нажимали на кнопку «Активировать сейчас». Через неделю по их картам без проблем прошли покупки на разных сайтах. Только вот сами клиенты их не проводили. 

Совет №8. Не отвечайте на электронные письма, в которых от имени какой-либо организации (например, банка) просят предоставить персональные данные. Не следуйте по «ссылкам» из этих писем, включая ссылки на сайт организации, они могут вести на сайты-двойники. Не открывайте прикрепленные документы, они могут содержать вирусы. 

Совет №9. Внимательно проверяйте адрес сайта и срок действия его сертификата. Адрес поддельного сайта может отличаться от настоящего всего на одну букву или знак (например, точку). Если вы заходите на сайт Интернет-банка, проверьте, что для него используется защищенное соединение (адрес должен начинаться на «https://»). 

Юлия присмотрела на рынке в турецком городке отличный ковер в подарок маме. Однако нужной суммы у нее с собой не оказалось, а карты в ларьке не принимали. На просьбу девушки подождать, пока она снимет деньги в банке и вернется, продавец заметил, что за это время на диковинку может найтись другой покупатель. Юлия уже было расстроилась, но продавец из соседней палатки предложил ей снять наличные в их местном терминале. Девушка согласилась, хотя после нескольких попыток операция так и не прошла. Через три дня уже в аэропорту героиня обнаружила, что на ее карте не хватает пары десятков тысяч рублей. Как оказалось, фальшивый терминал на рынке просто скопировал данные ее карты, чем незамедлительно и воспользовались мошенники. 

Совет №10. В поездках, особенно в курортных странах (Турции, Болгарии, Египте), не пользуйтесь картой на рынках, в маленьких магазинчиках и других подобных местах. Тем более, не снимайте наличные в местных терминалах. Не ленитесь найти официальное финансовое учреждение, ведь в противном случае вы рискуете оставить в этой стране намного больше средств, чем рассчитывали.

P.S. Дорогие клиенты, мы всеми силами стараемся защитить ваши деньги: мониторим операции по картам, платежи и переводы через дистанционные каналы; даем вам возможность установить лимиты по карте и многое другое. Но все наши усилия будут мало эффективны без вашей бдительности и осторожности.