О ПРОИЗВОЛЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

В разных организациях запрещают выходить покурить, пить чай или кофе, отбирают планшеты и мобильные телефоны, заставляют женщин носить юбки определенной длины, а волосы укладывать строго по озвученным в фирме правилам. Насколько администрация правомочна вмешиваться в такие дела?

                                                                                                                                                                                                              фото: соцсети
фото: соцсети

Например, наши читатели, работающие в крупных магазинах – неоднократно жалуются на то, что на работе утром у них изымают личные мобильные телефоны на время рабочего дня. Законны ли такие действия администрации? Нет и еще раз нет!
Конституцией гарантируется неприкосновенность личной жизни и личного имущества гражданина Никто, кроме судебных приставов по вступившему в силу судебному решению, не вправе требовать от Вас отдавать какие угодно Ваши личные вещи ни на день, ни на 10 минут. Если не хотите устраивать разборок с охраной или начальством, просто говорите, что у Вас нет телефона или заведите 2 аппарата (и 1 из них сдавайте). Обыскивать Вас также никто не вправе. Кроме того, можете написать на Вашу организацию анонимную жалобу в Трудовую инспекцию и в прокуратуру, пусть разбираются с массовыми нарушениями прав работников.
Так что отбирать телефон запрещено законом. А вот ограничить телефонные переговоры в служебное время работодатель может в случае, если разговоры по телефону могут мешать работнику выполнять обязанности или создают риск человеческой жизни. Например, авиадиспетчер, летчик, водитель, хирург, работник на технически сложных станках, где любое отвлечение может привести к ущербу здоровью работника или изделию - тут телефонные переговоры, мягко говоря, неуместны. Но даже в этом случае ограничения могут касаться лишь непосредственных периодов осуществления такой трудовой деятельности: управление транспортными средствами, операция, непосредственно работа с оборудованием.
В случае с продавцами разговор по телефону, в целом, не мешает работнику осуществлять трудовую функцию, но в определенные моменты может создавать помехи для выполнения обязанностей. Если работник болтает по телефону в то время, когда у него скопилась очередь из покупателей – то значит, телефонные переговоры мешают работе и должны быть прекращены.
Запрет на телефонные разговоры в таких ситуациях должен быть прописан в должностных обязанностях, трудовом договоре, локальных актах организации. За нарушение запрета (если он указан в местных локальных актах) работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Что касается работы в офисе: тут все зависит, естественно, от каждой должности и самого работника, ситуации могут быть разные. В одном можно быть точно уверенным: работодатель не может запретить полностью звонки, но у него есть право ограничить продолжительность таких переговоров в течение рабочего дня.
Относительно дресс-кода в одежде: недостаточно устного приказа начальника, чтобы урегулировать вопрос, как должен одеваться работник.
Требования к фирменной одежде должны быть записаны в локальных актах организации.
Работодателем должны быть обеспечены условия для выполнения требований (от приобретения соответствующего костюма работнику за счет фирмы до предоставления места для переодевания и хранения одежды в офисе) в начале и в конце рабочего дня. В противном случае, будет считаться, что работодатель не выполнил условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда
Требование о дресс-коде (или униформе) распространяется исключительно на рабочее время сотрудника в ходе выполнения им трудовых обязанностей. Приходить и уходить с работы сотрудник может в чем угодно.
Требования дресс-кода не могут распространяться на длину и цвет волос, цвет глаз, пользование косметикой, наличие усов или бороды. Также не имеет юридической силы предписание сотруднику правила заботы о здоровье, перечни одобряемых «хобби» или марок используемых автомобилей.