Куда пойти учиться?

Выбирать профессию надо с учётом двух обстоятельств. Во-первых, всё равно придётся переучиваться, во-вторых, мир через 10-20-30 лет будет сильно отличаться от нашего.

Так сложилось, что в силу образования и профессии я немного разбираюсь в том, что вокруг творится и куда всё это идёт. Можно ошибаться в сроках и деталях, но общие тренды очевидны. Если ваши дети-племянники-друзья или вы сами собираете документы для поступления в вуз, то этот текст (постараюсь, чтобы он был коротким) может оказаться для вас полезным.

Общие положения

Если вы понимаете, что такое 4-я научно-техническая революция и 6-й технологический уклад, то, вероятно, сами способны сделать выбор. Если нет, то почитайте, в интернете сейчас об этом много написано. В самом общем смысле они означают полное переустройство привычных сфер жизни – от структуры производства до социального уклада. 3D-печать, интернет вещей, тотальная автоматизация и роботизация, междисциплинарность во всех сферах знания, распад привычных иерархий и так далее, и тому подобное. Чтобы не было крена в философию, перейду сразу к нашему главному вопросу.

Вот человек поступает в вуз. Он предполагает, что получит специальность, по которой ему предстоит отработать 40-50 лет и уйти на пенсию. Сразу забудьте об этом. Уже сейчас непрерывное пожизненное образование и постоянная переквалификация – единственный способ остаться на плаву. Быть просто мастером своего дела уже недостаточно.

Многие вообще отказываются от услуг явно устаревшей системы высшего образования. Я с ними не согласен хотя бы потому что среди нынешних 17-летних очень мало тех, кто вообще понимает, кто он и чего хочет. 5-7 лет в вузе для них – это своеобразный инкубатор, среда, в которой они наконец могут дозреть (не все, конечно). Поэтому в университет идти надо, но с умом.

Что НЕ должно быть критерием выбора специальности

1. Баллы ЕГЭ. Школьники выбирают предметы полегче, а потом специальность, на которую могут с этими баллами пройти. Дважды дегенеративный подход. Если у вас ребёнок учится в 9-10 классе, то приложите все усилия, чтобы в итоге он выбрал предметы, дающие максимально широкий выбор туда, куда он может поступить.

2. Престижность специальности. Дикие люди продолжают отдавать своих детей на юристов и экономистов, тратят на это деньги – и в итоге всё зря. Выбирая направление, вы делаете заготовку на полвека вперёд. Какова ваша уверенность в том, что эта профессия будет существовать в 2050 году? На каком основании?

Здесь следует остановиться подробнее. Уже сейчас идут массовые сокращения среди юристов, бухгалтеров, журналистов, программистов низового уровня и так далее. Нейросети отлично справляются с распознаванием языков, трактовкой законов, сведением баланса и написанием простых текстов.

Через 10-20 лет останется лишь каждый десятый из нынешних специалистов в этих сферах. Только самые лучшие, способные интегрировать свою работу с автоматическими системами и решать самые сложные, нетривиальные задачи. Вы уверены, что ваш ребёнок станет гением юриспруденции или экономики? Лучшим в городе и стране? Если нет, то не рискуйте.

Какие специальности выбирать?

Все люди разные, у всех свои способности. Но общие принципы везде одинаковы.

1. Выбирайте фундаментальные дисциплины, даже если они не предполагают «здесь и сейчас» высокооплачиваемую работу. Человек с развитой, гибкой и научной в своей основе картиной мира приспособится к любым изменениям, сможет их предвидеть и использовать в свою пользу. Математики, физики, историки, социологи, философы, лингвисты, биологи и химики при условии хорошего базового образования будут востребованы всегда.

2. Если душа лежит к инженерным специальностям, то лучше не идти в крупную индустрию, перспективы которой пока не ясны. Робототехника, нанотехнологии, управление автоматизированными системами, экспериментальные и новые материалы, альтернативная энергетика и прочие перспективные направления сейчас видятся более верным выбором. Если речь идёт о программировании, то специализироваться лучше на машинном обучении и нейронных сетях, а не на «просто информатике».

3. Междисциплинарность – наше всё. Ещё с начала века стало понятно, что самые большие перспективы находятся на стыке, казалось бы, совершенно разных направлений. Медицина, биология и гуманитарные специальности будут так или иначе соединяться с квантовыми вычислениями, роботами, 3D-печатью и так далее.

4. Сегодня руководитель – это самый наглый или богатый. Завтра руководителем сможет быть только самый умный и нетривиально мыслящий. Поэтому менеджмент – сомнительный выбор.

5. Даже сейчас простое обучение без параллельного осваивания профессии на практике совершенно бесполезно. Выбирая специальность, учитывайте возможность параллельной работы по ней же. Если человек отучился на журфаке, но не отработал ни дня в редакции, то его диплом – пустая бумажка, даже если и красного цвета. И так – в любой сфере.

***

Этот текст не особенно вписывается в обычную приземлённость моего антикризисного канала, но, думаю, вы и сами понимаете, в каком кризисе находится наше образование. И раз уж совсем отказаться от его услуг мы не можем, нужно делать наиболее разумный выбор из возможного.

Вот полезное видео на эту тему: