«Догвилль» — фильм без декораций

30.09.2017

Нет спецэффектов, нет ни намека на элемент развлечения. Вам придется поверить, что добродетель и всепрощение — это наивысшее зло. Условность, доведенная до абсурда: даже собака нарисована мелом на полу. Жесточайшая манипуляция зрителем.

Режиссер фильма «Догвилль» — датчанин Ларс фон Триер — сегодня наиболее известен картинами «Танцующая в темноте», «Антихрист» и «Нимфоманка». Сам фон Триер прославился эпатажным поведением и цинично-саркастическим взглядом на жизнь. Каждый его фильм — провокация. Он изобличает животную сторону в человеке, его фильмы содержат немало сцен секса и насилия. Триер шокирует критиков и зрителей развенчанием религиозных и нравственных устоев общества. Режиссер умеет поставить все с ног на голову и заставить усомниться в истинах, которые были известны вам детства.

Фон Триер на самом деле никакой не «фон», он присвоил себе аристократический титул шутки ради. Ларс, вообще, большой любитель маленьких издевок над публикой. Полжизни Триер придерживался левых политических взглядов, подражая родителям и считая себя наполовину евреем, с интересом изучал исторические корни. Но, когда вырос, узнал, что его настоящим отцом был вовсе не еврей, а немец, чистокровный ариец. После чего самый известный в Европе мизантроп заявил: «Я понимаю Гитлера».  Вот и трактуй, как хочешь.

«Догвилль», снятый в 2003 году, занимает в творчестве Триера особое место. Фильм оригинален не только по форме: это фильм-спектакль почти без декораций. Кроме того, он не похож ни на один другой фильм.

В российском прокате лента вышла посностью, ее продолжительность целых 3 часа. Для европейского зрителя была выпущена адаптированная версия, на 40 минут короче. Фильм затянут, а сюжет не слишком увлекателен — это сделано умышленно. С садистским наслаждением фон Триер испытывает не только главную героиню, но и зрителей. Этот фильм измучает вас, но вы не сможете перестать смотреть, даже если картина покажется вам нудной. Фильм жесток и без преувеличения можно сказать, что у большинства людей во время просмотра просто разрывается сердце. Но где-то в глубине души, они понимают, что все это правда, что таков и есть человек, а потому не могут выключить.

Буквально название «Догвилль» означает «Собачья деревня». Тема «собачьей натуры» в человеке особенно ярко будет показана к концу фильма. Отец главной героини, мафиози, озвучивая мысли режиссера, скажет: «Насильники и убийцы сами жертвы, как ты говоришь. Но я называю их псами, и если они жрут собственную блевотину, то единственный способ остановить их — плеть. Псов можно научить многим полезным вещам, но не в том случае, если ты прощаешь их каждый раз, когда они следуют своим природным склонностям».

16 актеров, 1 старый ангар, 6 недель — вот и все, что понадобилось режиссеру для съемки артхауса-шедевра. Вас удивит, насколько безответственно оператор отнесся к монтажу, сцены склеены между собой кое-как, с грубыми переходами. Нарочитое пренебрежение общепринятыми законами съемок не случайны, все эти формальности совсем не важны для фон Триера. Он не желает потакать интересам зрителя, снимая красивый, динамичный и захватывающий фильм. Режиссер хочет заставить вас задуматься. Все остальное — лишние отвлекающие детали.

В фильме нет декораций в общепринятом понимании. Похоже, режиссер неплохо поразвлекся, обозначив главную улицу мелом на асфальте с названием Elm Street, что переводится как улица Вязов. Помните, знаменитый ужастик «Кошмар на улице Вязов»? Фильм — одна сплошная условность. В нем все только изображают что-то, а не играют. Актеры работают как настоящие уличные мимы. Что может быть нелепее, чем пропалывать нарисованные мелом кусты. В городе есть двери, но нет стен. Занятно смотреть на жизнь героев «за стеклом», этот театральный прием выглядит довольно странно на большом экране. Тем более что декорации не меняются вообще. Вся картина проходит на одной сцене. Но через некоторое время вы перестаете это замечать.

Сценарий фильма построен линейно и разбит на 9 глав. Действие происходит в Америке во времена Великой депрессии. Том — писатель-гуманист (правда, пока не написавший ни одной книги) спасает Грейс от преследования гангстеров, укрывая в своем городке Догвилле. Чтобы уговорить жителей оставить Грейс, он предлагает каждому дать ей небольшое задание. Изнеженная с виду Грейс начинает с готовностью и самоотречением всем помогать. И хотя поначалу казалось, что ее работа абсолютно ни к чему, благодаря Грейс жизнь в городке становится намного лучше и наконец все принимают милую девушку.

Грейс и Том постепенно влюбляются друг в друга. Идиллию нарушает нагрянувшая полиция: первый раз они разыскивают Грейс как пропавшую без вести, а в следующий — по обвинению в ограблении банка. И хотя все знают, что Грейс невиновна, жители не желают укрывать ее. Чтобы ей разрешили остаться, Грейс работает еще больше, буквально как рабыня.

Со временем женщины начинают относиться к ней презрительно, а мужчины пользоваться ей без зазрения совести. Тогда Грейс пытается бежать в фургоне для перевозки яблок, заплатив одному из горожан. Но денег ему оказывается мало, и, не довезя ее до места, он насилует девушку, а в итоге везет обратно в Догвилль. Статус Грейс как рабыни утверждается окончательно: на девушку надевают ошейник с цепью и приковывают к здоровенному железному колесу. Бедняга Грейс еле-еле может ходить. К ошейнику привязывают колокольчик, чтобы горожане знали, что идет «заключенная».

Именно в этот момент негодование зрителей по отношению к жителям Догвилля переполняет чашу. Покорность и доброта Грейс к этим людям теперь кажутся чрезмерными и даже раздражающими. В довершение всех бед даже любимый предает Грейс: Том сдает ее гангстерам, которые оставили ему визитку. Тут мы и узнаем, что Грейс на самом деле дочь босса мафии, которая сбежала из дома, не желая иметь ничего общего с делишками отца.

Конец фильма поистине неожиданный. Выслушав отца, Грейс соглашается с ним: «Есть на свете город, без которого мир станет лучше…» Выходит, добродетель — всего лишь разновидность высокомерия. И есть поступки людей, которые не заслуживают прощения и непременно должны быть наказаны. Иначе мир никогда не станет лучше. Грейс отдает приказ громилам отца расстрелять всех горожан, а Догвилль сжечь. И собственноручно убивает Тома.

Одна из жительниц города, Вера, когда-то хладнокровно разбила коллекцию фарфоровых куколок Грейс, которые та собирала как символ любви к этому городу и своей новой жизни. За это Грейс расстреливает ее детей с особой жестокостью, заставляя мать смотреть на убийство каждого из них. При этом обещает, как когда-то обещала ей Вера: я остановлюсь, если ты сумеешь не заплакать. Грейс знает, что не сумеет.

Удивительно, но зритель в этот момент не знает жалости. Он даже испытывает странное наслаждение и удовлетворение, когда Грейс мстит догвилльцам, которые так обижали ее. Как они мерзко оправдывали себя и делали вид, будто все происходящее в порядке вещей. Даже дети в этом городке испорченные и злые. Режиссер умело довел зрителей до такого состояния, что они сами готовы расстрелять жителей Догвилля.

Грейс щадит лишь пса, который превращается из нарисованного мелом в настоящего. В этом городе только собака ведет себя так, как ей должно, по-собачьи. Люди же вели себя не по-людски и поплатились за это.

Титры идут на фоне фотографий, относящихся ко временам Великой депрессии. Все они так или иначе демонстрируют насколько жалок, безнравственен и жесток человек. При всем этом «Догвилль» — вовсе не антиамериканский фильм. По словам самого режиссера: «На месте Америки в “Догвилле” могла быть любая страна».

Автор: Александра Соннинская