Неподражаемые страшилки Тима Бёртона

30.09.2017

Король загробной романтики и черного юмора, чудаковатый сказочник Тим Бёртон заставил детей и взрослых проникнуться нежностью к самым безобразным монстрам и поверить в любовь, длящуюся дольше жизни.

Еще будучи маленьким мальчиком Тим Бёртон, сегодня знаменитый американский режиссер и аниматор, посвящал весь досуг просмотру ужастиков, а когда его выгоняли наконец гулять, любил побродить в одиночестве по кладбищу. По странной причине родители заложили окна его спальни кирпичами, оставив лишь два небольших просвета сверху, поэтому в детской всегда царил полумрак. По заверению Бёртона, чудовища никогда его не пугали, а, наоборот, казались самыми живыми персонажами, гораздо больше мальчика настораживали некоторые реальные люди из его окружения.

«Если вы когда-нибудь испытывали одиночество, отчужденность, ощущали себя аутсайдером, то эти чувства вас уже никогда не покидают», — признавался в последствии режиссер. В детстве Тим очень сильно отличался от сверстников. Патологический интерес к смерти и экспериментам над телами людей и животных в стиле доктора Моро и Франкенштейна, нездоровое чувство юмора. Неудивительно, что большинство считало Бёртона мрачным типом.

У маленького Тима была любимая собака — добродушная дворняжка Пепе. Несчастная псина долго болела, и ее смерть заставила мальчика пролить не мало слез. Образ Пепе он потом не раз воспроизводил в своих мультфильмах, оживляя друга вновь и вновь: это и сбитая машиной, но заботливо сшитая и воскрешенная хозяином собака из «Франкенвини», и собачка-привидение в «Кошмаре перед Рождеством», и жизнерадостная такса-скелетик из «Трупа невесты». Ожившие питомцы ведут себя точно так же, как и при жизни, и не утрачивают своей собачей миловидности.

Уже подростком будущий аниматор демонстрирует незаурядный талант художника. Первый рисунок Бёртана, ставший достоянием широкой общественности, выиграл конкурс на тему «Не сорить». Плакат Тима целый год возили на своем боку местные мусоровозы!

В это же время Бёртон ставит свою первую любительскую «киноленту». В школе дали задание сделать реферат по книге «Гудини», но Тим не успел прочитать книгу, а посему решил лучше снять небольшой фильм по биографии Гудини с собой в главной роли. К удивлению маленького лентяя, его работа до глубины души поразила учителя (ведь мальчик даже снялся связанным на рельсах). Так Тим заработал халявную пятерку и стал частенько использовать этот прием для учебы.

Закончив школу, Бёртон поступил в Калифорнийский университет искусств. Однако Тим никогда не считал себя хорошим художником, он совсем не умел рисовать с натуры. В конечном счете он решил, что это не такая уж беда, и стал рисовать как умеет «из головы», и это ему очень нравилось.

Молодому художнику повезло, его приняли на работу в студию «Дисней». Но Бёртон ненадолго задержался на этой работе, ему было не под силу рисовать милых зверушек и глазастых принцесс. «Мои лисы выглядели так, словно попали под машину», — шутил он. Бёртон казался настоящем фриком на фоне коллег и покинул студию «из-за профнепригодности». Тим всегда мечтал снимать настоящие страшилки, Дисней не давал ему такой свободы.

Первая громкая слава пришла к режиссеру после выхода в 1989 году фильма «Бэтмен». После чего предложения посыпались на Бёртона со всех сторон.

Однако, пожалуй, самыми нашумевшими работами, разошедшимися по всему миру изображениями на маечках, сумках и значках, можно считать мультики-страшилки «Кошмар перед рождеством» и «Труп невесты», а также по-бёртоновски интерпретированные сказки «Чарли и шоколадная фабрика» Роальда Даля и «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла.

Картины Тима Бёртона легко узнать. Главные герои, кажется, срисованы с него самого. Часто они выглядят отталкивающе, но внутри прекрасны и добры. Режиссер заставляет зрителей сопереживать мертвецам, монстрам и безумцам — так душевно и человечно он их изображает.

Несмотря на совершенно особый готический стиль его картин (крючковатые пальцы деревьев, туман и холод, нарисованные в контрастных или черно-белых тонах с глубокими тенями) и жутковатых героев, все сказки Бёртона рассказывают об обычных человеческих ценностях: любви, дружбе, поисках себя. Добро в фильмах Бёртона неизменно побеждает зло.

Бёртон один из самых неоднозначных режиссеров. Зритель зачастую не может сразу оценить просмотренный фильм: это было гениально или просто какой-то не вписывающийся ни в один формат бред. К таким фильмам можно отнести «Эд Вуд», биографию самого бездарного режиссера в мире, или философскую притчу «Крупная рыба».

Многие талантливейшие люди, с которыми однажды работал Бёртон, оставались с ним навсегда как в личном, так и в профессиональном плане. Например, любимец режиссера и крестный его сына, актер Джонни Депп. По признанию Деппа, он готов сниматься в любом фильме Тима, чтобы он ему ни предложил. Джонни не раз сбрасывал для любимого режиссера более десяти килограммов и гримировался в настоящих чудищ. Гражданская жена Бёртона, влюбленная в него со съемок «Планеты обезьян», Хелена Бонем Картер, как про нее говорят, «обладательница самого злого смеха в Англии», также снимается в большинстве его фильмов. Композитор Дэнни Эльфман, по его собственному признанию, всегда готов бросить все и найти время на работу с ним.

Чувство юмора Бёртона неподражаемо. Взрослые порой не знают, удобно ли вообще смеяться над такими шуткам: внутренний голос поучает мертвую невесту, оказывается, это засевший в ее голове червяк достает бедняжку; головастые марсиане убивают всех подряд, приговаривая: «Не бойтесь, мы ваши друзья!». Черный, но все же добрый юмор — парадоксальная особенность бёртоновских картин.

Он делает все качественно и масштабно. Его картины — это красочное 3D, которым режиссер увлекается с юности, красивые спецэффекты, нетривиальный сюжет и великолепный актерский состав. Тим Бёртон, которого так долго не понимали, сегодня снимает коммерчески успешные фильмы с завидным бюджетом. А помогать ему готовы крупнейшие компании. Например, для съемок фильма «Чарли и шоколадная фабрика» режиссер привлек в спонсоры компанию Nestle, без которой не было бы настоящей шоколадной реки, 1850-ти плиток шоколада и леденцов, растущих на деревьях. Кстати, бешенные белочки, набросившиеся в фильме на девочку, тоже были настоящие, их даже специально дрессировали к съемкам.

На создание мультфильма «Кошмар перед Рождеством» ушло более трех лет из-за сложнейшей техники: совмещение кукольного мультика и компьютерной анимации. Для главного героя, Джека Повелителя Тыкв, аниматоры сделали 400 голов с различными гримасами. Позы и мимику срисовывали с настоящих людей. Оживлением героев занимались более ста мультипликаторов.

Вот что значит работать с размахом! Тим Бёртон навсегда остался ребенком, странным, но милым, за это его и любит весь мир.

Автор: Александра Соннинская