«Мама, поиграй со мной…» — о значении игры в семейном воспитании

20 December 2018

Какие мысли возникают, когда вы слышите слово: «игра»?

У многих рождаются позитивные ассоциации: детство, игрушки, смех, счастье и так далее. Но зачастую в повседневной жизни игра воспринимается, как что-то противоположное важным делам и работе.

Обычно игра для взрослых связана с отдыхом, забавой, развлечением и бездельем. Ребенок часто может слышать от родителей такие фразы: «Тебе бы все только играть, давай лучше посчитаем, пора уже делом заниматься». Когда сын рассказывает, как он здорово играл в садике с другом в мяч, мама, недослушав, сообщает, что скоро он будет ходить на занятия по английскому языку. Поддавшись модным веяниям раннего развития детей с пеленок, родители не признают потребность ребенка в игре, подменяют ее занятиями или просмотром мультфильмов. И то, и другое недопустимо и тормозит психическое развитие детей.

В этих примерах, игра противопоставляется важным, по мнению взрослых, вещам. Из-за этого у ребенка складывается ощущение, что когда он играет, он занимается какой-то ерундой. На самом деле значение игровой деятельности в жизни детей огромно. Для родителей необходимо понимать потребности ребенка и правильно их удовлетворять.

Еще советскими психологами Львом Выгодским и Даниилом Элькониным было доказано, что игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Только благодаря игре происходит эффективное разностороннее развитие ребенка. Кстати, последние исследования психологов подтверждают, что актуальность игры сохраняется и в школьном возрасте, и в юности, а также очень полезно играть взрослым и пожилым людям.

Итак, зачем же ребёнку нужно играть, для чего ему это необходимо.

Игра – это один из важнейших инструментов развития ребенка. Именно в игре закладываются фактически все важные функции для человека. Это психические процессы: ощущение, восприятие, мыслительные операции, память, воображение, а также речь и воля. Играя, ребенок овладевает социальными нормами и способами взаимодействия. Игры позволяют ребенку смоделировать, проиграть важные моменты, которые он пока самостоятельно не может делать в реальности. Например, отправиться в путешествие, лечить, как доктор, быть учителем, водителем, артистом и т.д. Играя в магазин, ребенок учится правильно относиться к деньгам, познает рыночные отношения. В процессе такой игры взрослые смогут легко научить малыша счету. Информация, которую ребенок получает в игре, усваивается быстрее и прочнее. Кстати, после 4 лет в играх дети сами устанавливают правила и строго следят за их соблюдением, что прекрасно формирует волевую сферу.

Но одного признания взрослыми значимости игры для развития ребенка недостаточно. Для игровой деятельности ребенку необходимы игрушки, которые соответствуют его возрасту. Как из широкого изобилия игрушек выбрать то, что будет и развивать ребенка, и приносить ему радость, удовольствие? Почему красивая дорогая игрушка, которую малыш выпрашивал в магазине, вскоре становится совсем не интересной? Перечень необходимых игрушек по возрастам можно найти в литературе по воспитанию детей.

Самое главное правило для родителей: игровая деятельность станет развивающей только при активной роли близких взрослых. После покупки новой игрушки продемонстрируйте ребенку, как с ней можно взаимодействовать, т.е научите его играть с ней. Если вы принесли новый конструктор, машину или другую игрушку, обязательно поиграйте с малышом вместе, комментируя свои действия. Это вызовет у ребенка интерес, и он с удовольствием будет вам подражать. Очень важно отметить, что чем младше ребенок, тем большее участие взрослого в игре необходимо.

В то же время, для целостного, гармоничного развития личности одинаково важна, как совместная игра с родителями, так и самостоятельная игра ребенка.

Для того, чтобы в семье поддерживался здоровый микроклимат, а также для полноценного развития личности ребенка следует создавать условия для автономной (самостоятельной) игры малыша. В ней развивается самостоятельность, аутентичность и рефлексия у ребенка, т. е. понимание себя, своих интересов, желаний и чувств. Понимание и принятие себя поможет человеку в будущем принимать других людей и строить с ними конструктивные отношения.

В совместной игре кроме развивающего аспекта возникает эмоциональная близость, доверие друг к другу. Когда родители участвуют в играх с детьми, происходит интеллектуальное развитие ребенка благодаря подражанию.

Кроме того игра способствует психологическому здоровью каждого участника, позволяет создать позитивное пространство в семье. Играя с ребенком, вы можете подкорректировать его поведение, разыгрывая с игрушками проблемную ситуацию. Ребенок, воспринимая свои поступки со стороны, анализирует его и постепенно проблема решается.

Читайте продолжение статьи на Parent-portal.ru