Этюд на предательство

Мы весь вечер репетировали с Сенькой ...Он в театральный идет. Чтецкая программа для поступления - это полбеды. Это я могу, спасибо первому образованию. А вот пластика в сорок пять не та, что в двадцать. Но не об этом речь. Значит так, мы репетировали. Не помню сейчас с чего, разговор зашел. Но он зашёл, этот непростой разговор.

У Сеньки дома - тихий ад. Отец молчит, мать молчит. Не та профессия не туда идет. Актер - право слово, придумали. Что за профессия для мужика? Писала уже об этом.

Но Сенька не жалуется, он репетирует, как сумасшедший... Будто и не случилось ничего. И нет в семье противостояния. А вчера вдруг, как-то сник, как-то так в пол-силы будто...

-Ты чего, парень?

А всё просто и ясно... Девушка написала в соцсети "Актеры мало зарабатывают и спиваются. Тебе надо поменять профессию"

-Почему в соцсети? - удивилась.

Сенька и Ольга живут по соседству. И дружат с первого класса. Им кажется все подростки в школе завидовали. Всегда вместе, всегда за руку...

-Вот и я думаю, почему? Это не она. Это мать ей диктовала. Откуда она в 16 лет может знать про зарплату и спивание... А что правда спиваются?

Я задумываюсь. У меня слишком мало опыта общения с актерами, разве нашего городского драмтеатра, да работниками клубов и РДК. Задумываюсь и... смеюсь:

-Вообще так принято считать, что люди творческих профессий склонны к алкоголю. Но Сеня среди трактористов я видела куда как больше пьющих... Всё от человека.

-Да! Я тоже так ей и написал, что я - не сопьюсь.

-Почему написал? Почему не сказал?

-Она телефон не берет и не выходит. Пишет, что если я буду работать в клубе или ДК, она семью не потянет одна.

-Какую семью? Сеня? Она же еще в школе учится? Или у вас уже семья?

-Нет, но будет же...Или уже не будет..

Я все не перестаю удивляться этому мальчишке, в каком веке он рос? Сейчас, когда отношения создаются и разрушаются по щелчку пальцев, всерьез думать о семье в семнадцать лет. Наив или свет, Сенька, Сенька...

-У них крепкая семья, -замечаю я.

Семья у Оли и правда крепкая, хорошая, рабочая. Трое детей у старших высшее образование, Оля на следующий год будет поступать в мединститут. И все есть, и дом полная чаша...И все это плоды ой, непростого труда. Но там все решают родители. Это их волей и силой создан дом и достаток. Редкое ныне явление - патриархальная семья.

-Я не могу понять почему они так зациклены на деньгах. Почему? Я спросил её почему она хочет быть врачом, она говорит: можно квартиру получить и миллион. Но она же не такая...

-Сень, это ты - не такой. В наши дни нормально думать о деньгах. Понимаешь? Мы же выживали все последние годы, многих нас перевернуло... Наверное, эти страхи мы вас и заложили. Понимаешь, это очень страшно, на самом деле, когда тебе нечем детей кормить...

Я пытаюсь объяснить ему про подкорковый уже страх безденежья. Про то, как перепахали нас 90-е... Как в этом страхе мы сами твердили детям о важности денег, об их необходимости. Это ведь всегда так - остро-необходимым становиться то, чего в данную минуту не хватает.

Он не слышит, ему сейчас остро не хватает не денег, а её любви...И он выдает взволнованно

-Я ей написал "А если у меня не будет денег, ты меня бросишь?" Она ответила "Я пока думаю"

Мне жаль этого мальчишку, как-то пронзительно жаль. Он ведь впервые сталкивается с предательством... Потом нарастет шкура на сердце и станет легче, а пока...

-Пошли репетировать. - это единственный способ заставить его сейчас не думать об Ольге.

И опять пашет и пашет. Проза. Басня. Стихи. Пластический этюд. Песня. По кругу, несколько раз. До изнеможения.

И этюд на предлагаемые обстоятельства. Ну это когда ты даешь творческое задание в духе: "Представь, ты опаздываешь на свидание, уходит автобус, а перед тобой лужа" Условно...

-Этюд подбросите?

-Ты богатырь. Подходишь к камню, а там три надписи. Деньги. Любовь. Театр. Выбирай.

Сенька буквально на миг замирает. И выдает этюд. Очень искренне выдает. И надписи на камне несуществующем читает. И думает. И топчется на месте. И выбирает, выбирает. Мучительно даже. Полное ощущение, что человек прошел долгий путь и вот - выбор. Но мне, как режиссеру придраться не к чему, ибо Сенька не играет - он живет.

-А! - вырывается у него. И кулаком по воображаемому камню. Выбор сделан. Сенька шагает решительно, почти бежит...

-Ты в какую сторону пошел?

-Театр конечно.

-А Оля?

Сенька сопит.

-Каждый выбор всегда чуть-чуть предательство, - патетически начинаю и затыкаюсь. Тошно и не до патетики.

-Мне проще её предать, чем себя. - отвечает Сенька.

-Ты не спеши, Сеня, вытащи её и поговори. - даю бесполезный совет .

Наверное, можно было бы привести в пример свою семью, у нас ведь зеркальная ситуация. Творческая порхающая жена и очень земной муж. Но я железно знаю, что когда строят отношения два очень разных человека, надо принимать его или её непохожего или непохожую на тебя со всеми потрохами. Просто принимать, изначально понимая, все сложности. И если один из таких вот разных не готов принять, насильно ты его не удержишь.

Но и говорить бравурное: "У тебя еще столько девчонок будет..." - не хочу

Их и правда будет. Просто Оля навсегда останется первой любовью. Первым болезненным расставаньем. И первым предательством...Потому что любой выбор - это всегда чуть-чуть предательство.... И это всегда колючий опыт взросления.